Тюхтетка
1. Наименование объекта
Наигрыш и шестёра «Тюхтетка» в с. Большая Косуль, с. Вагино, д. Павловка, д. Юрьево Боготольского района Красноярского края
2. Краткое название объекта
Тюхтетка
3. Краткое описание
«Тюхтетка» — комплекс из бытового танца «шестёра» и сопровождающего его (обязательного) гармошечного наигрыша, известный в ХХ веке на территории Тюхтетского и Боготольского районов Красноярского края. К настоящему времени его помнят только в сс. Большая Косуль, Вагино, дд. Павловка, Юрьево Боготольского района. В живом бытовании не сохранился. Музыкальное сопровождение, исполняемое на диатонической гармони в оригинальном звучании в тональности ля мажор (A-dur).
Музыкально-стилистические признаки инструментального наигрыша: Темп ♩ = 120, Allegro, музыкальный размер 2/4; ритмоформула стабильна.
Танец исполняют в две тройки из парня и двух девок. Шестёра состоит из 3 колен. Названий у колен не сохранилось.
4. Фотография для обложки проекта 01 эмблема
5. ОНКН Категория
III. Народное исполнительство
3. Инструментальные жанры
3.3. Плясовые и частушечные наигрыши
4. Хореографические формы
4.3. Танец
6. Этническая принадлежность
белорусы
7. Конфессиональная принадлежность
Православные
8. Язык
Русский
9. Регион
Красноярский край, Боготольский район, сс. Большая Косуль, Вагино; дд. Павловка, Юрьево Боготольского района
10. Ключевые слова:
Красноярский край, Боготольский район, шестёра, сибиряки-белорусы, Тюхтетка
11. Полное описание объекта
«Тюхтетка» — это комплексное явление, бытовой танец «шестёра» и его музыкальное сопровождение, исполняемое на диатонической гармони в оригинальном звучании в тональности ля мажор (A-dur). Танец исполняют шесть человек, 2 парня и 4 девки. Шестера состоит из 3 колен. Названий у колен не сохранилось.
Каждое колено начинается с движения троек навстречу друг другу, оттопа и возвращения на прежнее место, далее тройки идут навстречу другой поочередно, с оттопом и возвращением на место.
Первое колено после описанного обязательного элемента продолжается встречей парней на середине, они идут к чужим девкам справа, исполняют вращение в паре с руками «свечкой» в две стороны на восемь тактов в размере две четверти, после оттопа парни возвращаются в центр, делают оттоп и идут к девке, с которой только что кружился второй парень. Вращения в паре с руками «свечкой» повторяются. После вращения парни вновь идут в центр, делают оттоп и направляются к чужой девке по левую руку, после возвращения в центр — вращаются с оставшейся своей девкой
Второе колено начинается так же, как и первое, с движения троек навстречу друг другу, оттопа и возвращения на прежнее место. Далее тройки идут навстречу другой поочередно, с оттопом и возвращением на место.
Затем, как и в первом колене, парни встречаются на середине, идут к чужим девкам справа. Вращение в колене происходит просто под руку в обе стороны
Третье колено начинается также как первое и второе. Затем как в первом и во втором колене, парни встречаются на середине, идут к чужим девкам справа. Далее парень «закручивает» девку с «выламыванием рук» и они выполняют вращение в две стороны
Музыкально-стилистические признаки инструментального наигрыша: темп ♩ = 120; Allegro, музыкальный размер 2/4; Ритмоформула стабильна. Музыкальное развитие осуществляется посредством мелодического варьирования (один из мелодических вариантов прилагается отдельным файлом). Гармонизация инструментального наигрыша представлена следующими функциональными оборотами (Т-S-II-Д-Т)
Наигрыш и танец «Тюхтетка» бытует в сс. Большая Косуль, Вагино, д. Юрьево, д. Павловка Боготольского района. Аутентичное бытование затухающее — исполнители почти забыли танец, есть только отдельные люди, помнящие и могущие показать танец и напеть или сыграть мелодию наигрыша. В Тюхтетском районе к настоящему времени наигрыш и танец не обнаружены.
Риск исчезновения связан с исчезновением традиций бытового и семейного музицирования, редким исполнением народного танца в быту, малой востребованностью живой музыки в быту, отсутствием интереса у молодёжи к этническому танцу. После обнаружения Л.Д. Экард стала использовать наигрыш и танец в репертуаре фольклорных коллективов, в учебном процессе. Поэтому риск исчезновения уменьшился, но не исчез окончательно. Сегодня наигрыш и танец «Тюхтетка» исполняются фольклорным ансамблем СГИИ (Сибирский государственный институт искусств им. Д. Хворостовского) «Первоцвет» (руководитель Л.Д. Экард)
Объект является локальной особенностью самобытных традиций названных населенных пунктов Боготольского и ранее — Тюхтетского районов Красноярского края. В других территориях края не фиксировался. Обе территории исторически входили в состав Мариинского уезда Томской губернии, поэтому, возможно, поэтому объект распространен только в этих административных единицах. Шестёра как танец распространена в разных районах Красноярского края, однако именно такого сочетания фигур в других местах не зафиксировано. Отсутствие идентичного наигрыша и комплекса колен в записях других собирателей фольклора на территории края (архивы КГПУ, ГЦНТ, СФУ, частные архивы собирателей) подтверждает локальное распространение «Тюхтетки». Традиция игры передавалась естественным образом при участии в народных гуляниях от других гармонистов
На сегодняшний день наигрыш передается в фольклорном ансамбле «Первоцвет» в институте искусств. В середине 90-х гг. «Тюхтетку» исполнял фольклорный ансамбль «Проталинка» Боготольской ДШИ, видео не сохранилось. В настоящее время наигрыш бытует аутентично в с. Большая Косуль Боготольского района, в сценической форме в репертуаре ансамбля института искусств «Первоцвет». Наигрыш передаётся новому поколению исполнителей в сценической форме, ориентированной на аутентику.
Танец передаётся через сцену. Исторически «Тюхтетка» бытовала в селах русско-белорусского пограничья. В селах Боготольского и Тюхтетского районов огромное количество потомков переселенцев из Белоруссии. Данная культура наложилась на существовавшую в этих местах старожильческую русскую культуру и вытеснила её. Можно рассматривать «Тюхтетку» как наследие белорусского этноса в Сибири.
Служебная информация
1. Авторы описания:
1. Калинина Светлана Валентиновна, кандидат филологических наук, Государственный центр народного творчества Красноярского края (далее – ГЦНТ), завотделом народного творчества, svet.kalin@mail.ru (описание объекта)
2. Экард Лариса Давыдовна, Сибирский государственный институт искусств, профессор кафедры хорового дирижирования; отделение дирижирования народным хором, larisag1971@mail.ru (фиксация, хранение, популяризация, предоставление информации, видеосъёмка и предоставление видеозаписей, описание танца)
3. Чуб Елена Анатольевна, заведущая сектором традиционной народной художественной культуры ГЦНТ, chub.gcnt@mail.ru (описание музыкально-стилистических признаков инструментального наигрыша)
2. Экспедиция
личная инициатива Л.Д. Экард 1991-1995 г.
3. Год, собиратели
1991-1995, Л.Д. Экард
4. Место фиксации
Красноярский край, Боготольский район, с. Большая Косуль
5. Место хранения
Личный архив Л.Д. Экард
ГЦНТ, видеоархив
6. История выявления и фиксации объекта:
«Тюхтетка» сложилась в локальной традиции не ранее 1756 года, когда возникло село Большая Косуль. Упоминание о формировании Ачинского округа из районов Мариинского и Ачинского уездов [Электронный ресурс]. URL. http://dant.net.ru/wiki/bogotol/history/land-of-bogotol).
В период с 1931 по 1935 год и с 1962 по 1967 год Тюхтетский район дважды входил в состав Боготольского района и соответственно Тюхтетский районный суд реорганизовывался в Тюхтетский судебный участок Боготольского районного суда
Впервые обнаружила и записала «Тюхтетку» в 1991 году в селе Большая Косуль Боготольского района Л.Д. Экард, когда обучалась в краевой школе фольклора.
Наигрыш и танец были обнаружены раздельно. О танце рассказала и показала его фигуры Нехаева Мария Константиновна, 1919 г.р. Родилась в д. Тузлуки Боготольского района. Жила на хуторе Дзюбино Боготольского р. Переехала в с. Большая Косуль в 1974 году. Образование начальное. Родители из Белоруссии. Показала танец и обратила внимание собирателя на исполнителя наигрыша
Подобайлова Надежда Михайловна, 1939 г.р. Родилась в д. Двинка Тюхтетского района. В Большой Косули живет с 1974 года. Образование 4 класса. Родители переселенцы из западных областей России: отец из Брянска, про мать знает, что из западной России. Деды белорусы. Переехали по Столыпинской реформе
Наигрыш показал Экард Давыд Карлович, 1949 г.р. Родился в д. Павловка Боготольского района Красноярского края. Живет в д. Большая Косуль с 1982 года. Образование среднее. Родители немцы из Поволжья, принудительно переселены в Сибирь в 1941 году. Учился играть на гармошке «Тюхтетку» от Даммера Андрея Фридриховича. Давыду Карловичу было 9-10 лет, точней не помнит. Исполняет наигрыш с подростковых времен. Откуда наигрыш знал А.Ф. Даммер, выяснить не удалось. А.Ф. Даммер жил в д. Павловка, где прошло детство и юность Д.К. Экарда.
После обнаружения и осознания важности материала, Лариса Давыдовна обучала «Тюхтетке» сначала детей в Боготольской ДШИ в фольклорном ансамбле «Проталинка», затем студентов в Сибирском институте искусств, в фольклорном ансамбле «Первоцвет», который активно исполняет «Тюхтетку» на концертах
7. Библиография
1. По садику ходила. Народные песни Боготольского района Красноярского края : Сборник экспедиционных материалов / авт.-сост. Л. Д. Экард, ред. нотного текста В. В. Бакке, нотная графика Г. Н. Мацкевич. Красноярск: Краснояр. краев. научно-учебный центр кадров культуры, 2012. 143 с.
Иллюстративные материалы
I. Фото
01 Тюхтетка Эмблема. На фото: исполнение 3 колена ансамблем «Первоцвет». Фото Л.Д. Экард
II. Видео:
01 Наигрыш «Тюхтетки»: Экард Давыд Карлович, 1949 г.р., родился в д. Павловка Боготольского района Красноярского края. Живет в д. Большая Косуль с 1982 года. Образование среднее. Родители немцы из Поволжья. Принудительно переселены в Сибирь в 1941 году. Учился играть на гармошке «Тюхтетку» от Даммера Андрея Фридриховича. Давыду Карловичу было 9-10 лет, точней не помнит. Записала в 2017 году д. Большая Косуль Боготольского района Экард Лариса Давыдовна.
02 Танец «Тюхтетка»: ансамбль СГИИ «Первоцвет», исполнение под наигрыш. Записала в 2017 году в г. Красноярске Экард Лариса Давыдовна
03. «Тюхтетка»: ансамбль СГИИ «Первоцвет», исполнение с частушками. Записала в 2017 году в г. Красноярске Экард Лариса Давыдовна.