Главная » Методический кабинет » Концепция развития клубного дела в Красноярском крае до 2030 года

Концепция развития клубного дела в Красноярском крае до 2030 года

Концепция развития клубного дела в Красноярском крае до 2030 года одобрена Постановлением Главной коллегии министерства культуры Красноярского края от 26.06.2021 № 11.

Концепция развития клубного дела в Красноярском крае до 2030 года (далее – Концепция) – базовый документ стратегического планирования, целью которого является определение основных направлений клубного дела в Красноярском крае до 2030 года, принципов эффективной деятельности культурно-досуговых учреждений, способствующей духовно-нравственному самоопределению личности, развитию творческих инициатив граждан, сохранению и распространению нематериального культурного наследия.

Настоящая Концепция призвана определить роль учреждений культуры клубного типа как одного из социокультурных институтов в решении общесоциальных проблем, сохранении самобытной культуры народов Красноярского края, повышении уровня жизни граждан, создании комфортных условий для их проживания и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого, в формировании творческой, интеллектуальной и социокультурной среды, а также механизмы, обеспечивающие их эффективную деятельность, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Концепция основана на принципах государственной культурной политики, среди которых:

территориальное и социальное равенство граждан, населяющих Красноярский край, в реализации права на доступ к знаниям, информации и культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

открытость и взаимодействие народов и культур Красноярского края, представление о региональных аспектах культуры как о неотъемлемой составляющей отечественной и мировой культуры;

межведомственное, межуровневое и межрегиональное взаимодействие всех субъектов социокультурной сферы;

соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на региональном и муниципальном уровнях, целям и задачам государственной культурной политики;

свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность.

Актуальность Концепции обусловлена необходимостью решения на уровне края задач государственной культурной политики, в их числе:

сохранение единого культурного пространства как фактора национальной безопасности и территориальной целостности Красноярского края как субъекта Российской Федерации;

повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики;

активизация культурного потенциала территорий и сглаживание региональных диспропорций;

обеспечение межведомственного, межуровневого и межрегионального взаимодействия;

приведение деятельности учреждений культуры клубного типа в соответствие со стратегическими задачами и требованиями времени;

повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм;

содействие формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики;

сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры.

В Концепции сформулированы ключевые понятия, проанализированы подходы к организации клубной деятельности, определены её функции, приоритетные направления деятельности клубных учреждений, рассчитанные на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Концепция разработана на основании следующих федеральных и региональных нормативных правовых актов и распорядительных документов:

Конституция Российской Федерации;

Основы законодательства Российской Федерации о культуре;

Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»;

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 09.08.2020 № 505 «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016
№ 326-р ˂Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года˃;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.06.2019 № 1259-р ˂Об утверждении Плана мероприятий по реализации в
2019-2021 гг. Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.˃;

распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017 № Р-965 ˂О введении в действие методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры ˃;

Закон Красноярского края от 28.06.2007 № 2-190 «О культуре»;

постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013
№ 511-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма»;

постановление Правительства Красноярского края от 30.10.2018
№ 647-п «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года».

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ НА 2010-2020 ГОДЫ

По итогам реализации Концепции развития клубного дела в Красноярском крае на 2010-2020 годы были достигнуты следующие целевые ориентиры:

количество мероприятий на платной основе выросло на 28,9%
(с 63 765 до 82 196), число их посетителей – на 26,7% (с 2 964 051 до
3 757 392);

количество проведённых мероприятий увеличилось на11,4%
(с 209 710 до 233 709);

количество клубных формирований по интересам увеличилось на 18,8% (с 2 637 до 3 134);

количество мероприятий просветительского характера выросло на 24,6%;

количество изданных методических, репертуарных сборников и пособий выросло на 5% (с 5 до 8, т. е. на 37,5%);

количество специалистов учреждений культуры клубного типа, имеющих среднее профессиональное образование, увеличилось на 10,2%
(с 2 170 до 2 393);

количество специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, выросло на 86,5% (с 867 до 1 617);

муниципальными образованиями края разработаны программы развития культуры или социально-экономического развития, в которые включены разделы, отражающие деятельность клубных учреждений;

в рамках федерального проекта «Культура малой родины» за период 2017-2020 гг.средства на улучшение материально-технической базы получили 216 учреждений, на текущий ремонт – 28;

за период 2014-2020 гг. капитальный ремонт проведён в
39 учреждениях культуры клубного типа, т. е. рост составил 5,6% (данных за период 2009-2014 гг. нет);

за период 2018-2020 гг. в крае введены в эксплуатацию клубные учреждения нового формата: многофункциональные культурные пространства (в п. Добромысловском Идринского района, с. Анциферово Енисейского района) и Центр культурного развития в г. Минусинске;

в 2016 году создано структурное подразделение Государственного центра народного творчества Красноярского края – Культурно-исторический центр как ещё одна площадка для формирования у жителей края нравственных, духовных и эстетических идеалов;

создан институт кураторства для оказания адресной информационно-методической помощи специалистам муниципальных учреждений культуры клубного типа края по всем направлениям клубной работы.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

В Красноярском крае осуществляют свою деятельность 1 206 клубных учреждений системы Министерства культуры Российской Федерации, в том числе 1 119 в сельской местности (93%, 455 стационарных учреждений в административных центрах сельских поселений и 17 автоклубов), и 6 культурно-досуговых учреждений иных ведомств.

Типология учреждений культуры клубного типа Красноярского края на современном этапе представлена следующими видами:

по административно-территориальному принципу: региональные/ районные/поселенческие клубы, дома и дворцы культуры, дома (центры) народного творчества, центры культуры и досуга, центры культурного развития, культурно-досуговые центры;

по видам деятельности: многопрофильные, обеспечивающие поддержку и развитие культурно-творческой, просветительской и досуговой деятельности различных направлений, форм, видов и жанров (в том числе автоклубы, агиткультбригады и т. д.); однопрофильные, обеспечивающие деятельность на основе конкретного направления или вида клубной работы (дома ремёсел);

по организационно-правовой форме: юридические лица и филиалы/структурные подразделения.

Структура сети клубных учреждений края сложилась в результате реорганизации (централизации муниципальных учреждений) в 2017-2018 гг., что привело к оптимизации сети учреждений культуры клубного типа (количество юридических лиц сократилось почти в 5 раз – с 486 до 98, из них 82 бюджетных, 4 казённых, 12 автономных).

На время разработки данной Концепции в крае существует 4 модели структуры сетевых единиц учреждений культуры клубного типа:

одному юридическому лицу подчиняются все остальные сетевые единицы в качестве филиалов (в 24 муниципальных образованиях);

все сетевые единицы муниципального образования являются самостоятельными юридическими лицами (10 муниципальных образований);

юридическому лицу подчинены филиалы, имеющие структурные подразделения (10 муниципальных образований);

смешанная модель, где в структуру входят несколько юридических лиц с филиалами или без них (17 муниципальных образований).

Методическое руководство и обеспечение деятельности клубных учреждений на федеральном уровне осуществляет Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова.

На региональном уровне главным методическим центром для клубных учреждений является Государственный центр народного творчества Красноярского края. В систему методического обеспечения деятельности муниципальных учреждений клубного типа включены также краевые государственные учреждения Таймырский Дом народного творчества, Центр культурных инициатив, Дворец Труда и Согласия им. А.Н. Кузнецова.

На муниципальном уровне методическое обеспечение осуществляют методические службы городского или межпоселенческого учреждения культуры(методические отделы централизованных клубных систем/районных домов культуры).

Клубные учреждения ведут свою деятельность по четырём приоритетным направлениям:

культурно-просветительская деятельность, задачей которой является приобщение человека к мировой и отечественной культуре, сохранение, распространение и приумножение культурных, духовно-нравственных и эстетических ценностей, накопленных человечеством;

развитие жанров народного художественного творчества как средства сохранения и популяризации национальных художественных традиций;

культурно-досуговая деятельность, которая ориентирована на различные категории населения, с использованием соответствующих организационных форм;

деятельность по сохранению традиционной народной культуры как одного из инструментов этнической идентификации населения, способствующих росту национального самосознания.

На современном этапе клубные учреждения являются главными институтами, осуществляющими целенаправленную деятельность по поддержке и развитию самодеятельного народного творчества, предоставляющими возможность для творческой самореализации населения.

На базе клубных учреждений осуществляют свою деятельность
10 818 клубных формирований, в том числе 8 462 в сельской местности
(78,2%), из них самодеятельного народного творчества – 7 166. Число участников клубных формирований – 146 246 чел. (5% от общего количества населения края), из них дети до 14 лет – 76 886 чел., молодёжь – 26 349 чел., в сельских учреждениях – 97 413 чел. (15% от общего числа сельского населения края), из них дети до 14 лет – 51 925 чел., молодёжь – 19 348 чел.

В крае целенаправленно ведётся работа по сохранению и развитию нематериального культурного наследия: проводятся праздники народного календаря, функционирует 145 фольклорных ансамблей, ведётся сбор информации об объектах нематериального культурного наследия народов, населяющих край, полевой материал вводится в репертуар творческих коллективов.

Сохраняются и развиваются такие направления народных художественных ремёсел и декоративно-прикладного творчества, как художественная обработка берёсты, резьба и роспись по дереву, гончарное дело (керамика), художественная обработка кости и меха, женское рукоделие (вышивка, лоскутные технологии, кружево, ткачество, бисероплетение, авторская и народная кукла) и др.

На территории края открыты и успешно функционируют 8 домов ремёсел (г. Бородино, Большеулуйский, Иланский, Минусинский, Казачинский, Козульский, Пировский, Рыбинский районы), муниципальные дома и центры народного творчества (Северо-Енисейский район, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район), школы фольклора, народной культуры, традиционной русской воинской культуры, которые позволили вывести на более высокий качественный уровень работу по сохранению традиционной культуры.

Немаловажную роль в развитии ремесленничества и самодеятельного художественного творчества сыграло предоставление из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований края на приобретение специального оборудования, сырья и расходных материалов для муниципальных домов ремёсел и муниципальных клубных формирований по ремёслам, субсидий для постоянно действующих коллективов самодеятельного художественного творчества Красноярского края (любительским творческим коллективам) на поддержку творческих фестивалей и конкурсов, в том числе для детей и молодежи, а также социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию инновационных социально значимых проектов в области культуры и искусства.

Краевые и муниципальные учреждения культуры разрабатывают и реализуют значительное количество социокультурных проектов, в том числе межведомственных, которые создают неповторимую среду локальной идентичности, способствуют повышению уровня жизни местного сообщества, дают толчок к развитию территории, создают новый культурный продукт, расширяют спектр услуг для населения.

Во многих территориях края созданы культурные бренды, в том числе и сельские («Субботинская земляника», «Саянский птичий фестиваль», «Праздник Ангарского пирога», «Енисейская уха», «Саянский острог», «Минусинский помидор», «СЭВЭКИ – Легенды Севера» и др.)

В крае реализуется уникальный по своим масштабам и социальной значимости проект «Культурная столица Красноярья», основная идея которого – создать точки культурного роста, которые бы служили локомотивом развития в удалённых от центра районах, культивируя ростки нового и талантливого. С 2009 года проект является мощным не только культурным, но и социально-экономическим ресурсом для развития территорий.

За последнее десятилетие в крае наметилась положительная тенденция обращения к новым форматам организации досуга населения на основе использования лучших клубных практик. Происходит переосмысление видения клуба как общественного, культурного и арт-пространства. На базе учреждений культуры клубного типа открываются коворкинг-зоны, арт-резиденции, клубы имени выдающихся земляков и др.

При этом анализ деятельности учреждений культуры клубного типа и условий функционирования клубной системы края в целом выявил ряд проблем.

Материально-техническая база

Для обеспечения эффективной деятельности и роста конкурентоспособности на рынке оказания культурно-досуговых услуг необходимо улучшение материально-технической базы клубных учреждений края, которая на сегодняшний день отвечает потребностям населения, его запросам не во всех учреждениях края, о чём свидетельствуют данные опроса населения, результаты независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры, проводимой в крае с 2013 г.

Решению данной проблемы способствует предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы муниципальных домов культуры в населённых пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек (в том числе на проведение текущих ремонтов). За период 2017-2020 гг. средства на улучшение материально-технической базы получили
216 учреждений, на текущий ремонт – 28.

По состоянию на 01.01.2021 в крае требуется строительство
141 учреждения клубного типа, в том числе 136 в сельских поселениях с численностью населения менее 2 000 человек, в капитальном ремонте нуждается 355 (311 в сельской местности) зданий домов культуры и клубов, 24 находится в аварийном состоянии (из них 21 в сельской местности).

В течение последних трёх лет благодаря субсидиям из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края, за исключением городских округов, на разработку и корректировку проектно-сметной документации, капитальный ремонт и реконструкцию, в том числе замену инженерного оборудования и выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, зданий и помещений, в которых размещены учреждения культурно-досугового типа, а также в одном здании с учреждением культурно-досугового типа находится библиотека, в
30 клубных учреждениях края проведены капитальные ремонты, для
38 учреждений разработана проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта (реконструкцию).

Остаётся актуальным вопрос подключения сельских учреждений клубного типа к сети Интернет. Только в 342 (28,3% от общего количества) учреждениях культуры клубного типа имеется доступ в Интернет,
206 культурно-досуговых учреждений имеют собственные интернет-сайты. В связи с этим имеет место недостаточная представленность деятельности клубных учреждений в сети Интернет, неразвитость коммуникационных каналов, обеспечивающих высокую информативность, общение, диалог и доступ к ресурсам культуры в виртуальном пространстве. При этом за последние годы наметилась положительная тенденция, связанная с ростом числа персональных компьютеров, используемых в учреждениях клубного типа края.

В 415 населённых пунктах Красноярского края отсутствуют учреждения культуры клубного типа. Для оказания внестационарных форм обслуживания (выездные концерты, мастер-классы) в 14 муниципальных районах края функционирует 17 передвижных учреждений (автоклубы), которые характеризуются высокой степенью изношенности и не отвечают техническим требованиям, предъявляемым к данному типу учреждений (годы выпуска 1992-2013 гг.).

Согласно методическим рекомендациям субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, введённым в действие распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017 № Р-965, в каждом городском округе и муниципальном районе должна быть 1 транспортная единица для обслуживания сельских населённых пунктов или жилых районов города.

Таким образом, в Красноярском крае для предоставления внестационарных культурно-досуговых услуг и проведения массовых мероприятий с учётом географических особенностей северных территорий и уже функционирующих автоклубов потребность в обеспеченности автоклубами составляет 42 единицы.

Для осуществления гастрольной, выставочной деятельности, обеспечения участия в конкурсах и фестивалях потребность в транспортных средствах для перевозки творческих коллективов составляет 72 единицы.

Кадровый потенциал

Согласно данным статистики из 5 278 работников, относящихся к основному персоналу, 1 617 (30,5%), из них 558 сельских (18%), имеют высшее образование, 2 393 (45,8%), из них 1 595 сельских (66,6%,) среднее профессиональное образование.

Несмотря на то, что за последние 10 лет наметилась тенденция роста количества специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, в клубных учреждениях по-прежнему наблюдается дефицит высококвалифицированных специалистов (аккомпаниаторов, руководителей ансамблей/оркестров народных и духовых инструментов, фольклорных ансамблей, специалистов, работающих с осветительной и звуковой аппаратурой, и др.). Для развития учреждений культуры клубного типа также необходимы специалисты в области менеджмента, связей с общественностью, социокультурного проектирования, цифровых технологий.

Наряду с проблемой низкой обеспеченности клубных учреждений специалистами с профильным образованием существует проблема старения кадров, которая становится всё более острой в условиях низкой мотивации к работе в сельской местности у выпускников профильных образовательных организаций.

Неравномерный охват населения услугами учреждений культуры клубного типа

Обеспеченность учреждениями клубного типа в Красноярском крае составляет 96,3% от рекомендованного норматива (согласно методическим рекомендациям субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, введённым в действие распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017 № Р-965).

По состоянию на 01.01.2021 в 54 муниципальных образованиях края уровень обеспеченности учреждениями культуры клубного типа соответствует нормативу (100%). Значение показателя ниже норматива в
2 городских округах (г. Канск (40%), г. Минусинск (67%)), 5 муниципальных районах (Ачинский (63%), Емельяновский (85%), Ермаковский (69%), Кежемский (53%), Манский (68%)).

В Красноярске функционирует 5 муниципальных учреждений культуры клубного типа, которые испытывают дефицит площадей для ведения клубной деятельности, в том числе для работы клубных формирований. В новых густонаселённых микрорайонах Красноярска (Взлётка, Покровский, Северный, Солнечный, Пашенный и др.) учреждения клубного типа отсутствуют.

В постсоветское время была утрачена система государственных клубов по месту жительства – структурных подразделений учреждений, предприятий, организаций или самостоятельных юридических лиц, созданных для удовлетворения культурно-досуговых потребностей населения в процессе совместной общественно значимой деятельности в свободное время.

Именно клубы по месту жительства могли бы решить проблемы организации досуга, направленного на развитие интересов, способностей, активной познавательной, культурно-творческой деятельности взрослых и детей, профилактики и предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Вовлечение в культурно-досуговую деятельность населения трудоспособного возраста

Одновременно с активным вовлечением в работу клубных учреждений детей, молодёжи и людей пожилого возраста неохваченной остаётся значительная часть взрослого населения трудоспособного возраста.

В 2020 году общее количество участников клубных формирований возрастных категорий «дети до 14 лет» и «молодёжь от 15 до 35», «граждане старшего возраста» составило 81%. Соответственно, процент трудоспособного населения, занятого в клубных формированиях, составляет всего 19% от общего числа участников. Эта ситуация обусловлена рядом факторов, в числе которых:

количественное и качественное несоответствие культурных предложений клубных учреждений потребностям и возможностям различных возрастных и профессиональных групп населения;

недостаточное разнообразие культурно-просветительных форм работы клубных учреждений и, соответственно, отсутствие интереса к их посещению у интеллектуально зрелой части трудоспособного населения;

слабая конкурентоспособность муниципальных клубных учреждений по сравнению с коммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере досуга;

недостаточное использование современных технологий культурно-досуговой деятельности в клубных практиках;

отсутствие взаимодействия государственных и муниципальных учреждений культуры с самоорганизованными досуговыми объединениями (коммуникативными сообществами и досуговыми корпорациями).

Система межведомственного взаимодействия

В настоящее время остаётся актуальной проблема разобщённости учреждений разной ведомственной принадлежности, имеющих сходные целевые ориентиры.

Несмотря на большое количество некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере досуга, сохраняется недостаточная активность и слабая вовлечённость общественных институтов в реализацию задач государственной культурной политики.

Эффективная система межведомственного взаимодействия, объединяющая государственные организации различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт, здравоохранение, социальная политика, правоохранительные органы и др.), а также негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации и индивидуальных предпринимателей, будет содействовать улучшению коммуникативной, просветительской и методической составляющих деятельности клубных учреждений в организации досуга населения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ДО 2030 ГОДА

Клубное учреждение в настоящее время рассматривается, прежде всего, как социокультурный институт, субъект реализации государственной культурной политики, решения её стратегических задач.

Клубные учреждения должны выполнять функции центров целенаправленного формирования духовно-нравственных ценностей, самореализации личности, сохранения и популяризации нематериального культурного наследия народов, населяющих территорию Красноярского края, развития талантов, обеспечения доступности для населения любительского творчества (художественного, технического), организации межличностного общения по интересам и полноценного отдыха для всех категорий населения, в том числе инвалидов, а также тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. При этом в своей работе специалистам учреждений клубного типа необходимо учитывать социально-экономические условия, интеграционные и миграционные процессы, гибко и оперативно реагировать на меняющиеся запросы населения, предлагая ему современные, подкрепленные новейшими технологиями услуги в области эстетически и интеллектуально развивающего досуга.

Основные направления развития клубного дела в Красноярском крае до 2030 года призваны минимизировать диспропорцию между качеством, спектром услуг, предоставляемых учреждениями культуры клубного типа, и потребностями (запросами) населения края, создать условия равного доступа к культурной услуге.

Цель развития клубного дела в Красноярском крае до 2030 года – формирование благоприятной и ценностно ориентированной социокультурной среды, обеспечивающей:

возможности для самореализации и развития талантов;

духовно-нравственное развитие личности;

сохранение и популяризацию нематериального культурного наследия;

развитие всех жанров самодеятельного народного творчества;

использование актуальных форм культурно-просветительской деятельности;

организацию содержательного и развивающего досуга граждан.

Достижение цели развития клубного дела в Красноярском крае будет осуществляться в соответствии со Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р, и в контексте обозначенных в ней задач.

Основные направления развития клубного дела в Красноярском крае до 2030 года

  1. Обеспечение учреждений культуры клубного типа квалифицированными кадрами включает:

формирование системы государственного и муниципального заказа на подготовку творческих и руководящих работников на основании мониторинга потребности в специалистах учреждений культуры клубного типа края;

повышение квалификации и профессиональную переподготовку творческих и руководящих работников клубных учреждений края;

обучение специалистов по сохранению языка и фольклора коренных малочисленных народов Севера;

стимулирование деятельности работников клубных учреждений путём организации и проведения конкурсов на присуждение денежного поощрения лучшим работникам, в том числе руководителям учреждений;

развитие эффективных форм нематериального поощрения клубных работников;

внедрение комплекса мер по поддержке молодых специалистов;

привлечение творческой интеллигенции, в том числе молодёжи, к руководству культурно-просветительскими объединениями, клубными формированиями по интересам.

  • Развитие сети учреждений культуры клубного типа предполагает:

сохранение и развитие имеющейся сети через обеспечение оптимального размещения учреждений культуры клубного типа на территории Красноярского края;

открытие клубов по месту жительства в городах и крупных сельских населённых пунктах;

обеспечение доступности культурных ценностей для населения Красноярского края независимо от места проживания, состояния здоровья, имущественного положения;

развитие внестационарных форм обслуживания населения;

передачу в полном объёме полномочий по решению вопросов, связанных с функционированием клубных учреждений.

  • Совершенствование подходов к содержанию деятельности учреждений культуры клубного типа включает:

трансформацию клубных учреждений в многофункциональные открытые культурные пространства с востребованными форматами интеллектуального и творческого досуга, площадки самореализации личности, формирования гражданской активности, поддержки общественных и частных инициатив, культурного просветительства, межведомственного взаимодействия с привлечением к культурно-досуговой деятельности профессиональных сообществ и иных организаций;

развитие форм культурно-просветительской деятельности, способствующих духовно-нравственному развитию и патриотическому воспитанию граждан;

реализацию мероприятий по краеведению, истории малой родины;

взаимодействие с расположенными в крае традиционными централизованными религиозными организациями, использование в культурологическом аспекте их духовно-нравственного потенциала, социокультурных, образовательных, духовных ресурсов;

реализацию программ/проектов, направленных на формирование уважения к русскому языку как основе гражданской идентичности россиян и главному фактору национального самоопределения;

совершенствование традиционных и внедрение инновационных форм деятельности в практику работы клубных учреждений с учётом современных тенденций;

расширение направлений работы по сохранению семейных ценностей, традиций семейного воспитания с учётом этнокультурных традиций, особенностей региона и местных сообществ;

создание условий для стимулирования творческой деятельности подростков и молодёжи с целью профилактики асоциальных явлений;

реализацию программ поддержки старшего поколения;

изучение рынка спроса и предложений культурных услуг, конкурентной среды;

совершенствование системы работы с посетителями, потребителями услуг с использованием методов запроса обратной связи, изучения мотивации на основе принципа клиентоориентированности;

стимулирование культурных активностей и поддержку общественных и частных инициатив;

разработку социокультурных проектов, направленных на улучшение среды в конкретном населённом пункте и в муниципальном образовании в целом;

создание культурных брендов территорий края как факторов социокультурного и экономического развития посредством использования культурного и туристского потенциала территорий и включение их в карту культурно-туристских маршрутов территории;

использование потенциала коллективов традиционного народного творчества и мастеров декоративно-прикладного творчества в развитии культурно-познавательного туризма, опирающегося на этнографические ресурсы территории (культурные, архитектурные, народные ремёсла);

развитие творческих (креативных) индустрий, способствующих созданию новых рабочих мест, поддержке малого бизнеса в культурно-досуговой сфере, апробации форм сотрудничества;

увеличение доли внебюджетных инвестиций, в том числе посредством государственно-частного и муниципально-частного партнёрства, а также стимулирования благотворительной деятельности, меценатства и иных альтернативных механизмов финансирования;

привлечение тематических партнёров, волонтёров, позволяющее оптимизировать расходы, привлечь недостающие ресурсы и компетенции и способствующее реализации принципа социальной активности;

развитие межведомственного и внутриотраслевого сотрудничества;

популяризацию всех направлений деятельности учреждений культуры клубного типа в средствах массовой информации и сети Интернет;

повышение этической и эстетической ценности распространяемых культурных продуктов, качества размещаемых материалов и информации;

развитие сети, предусматривающее внедрение современных технологий кинопоказа, стимулирование работы киноклубов, создание комфортных условий для зрителей, предоставление дополнительных услуг (продажа сувенирной кинопродукции, организация точек питания и др.)

4. Сохранение и популяризация культурного наследия народов, населяющих Красноярский край, содействие развитию самодеятельного творчества обеспечивается:

созданием условий для творческой самореализации граждан и развития талантов;

развитием самодеятельного народного художественного творчества и традиционных художественных ремёсел;

сохранением и увеличением количества клубных формирований, в том числе самодеятельного народного творчества;

ведением целенаправленной и планомерной работы по сохранению и развитию национальных культур, в том числе самобытной культуры коренных малочисленных народов, населяющих край;

организацией комплексной работы по сбору, популяризации опыта и материалов по традиционной народной культуре и нематериальному культурному наследию;

созданием архивов и реестров нематериального культурного наследия;

ведением базы данных о любительских коллективах, пропагандирующих лучшие образцы народного художественного творчества;

пропагандой деятельности учреждений культуры клубного типа, сохраняющих нематериальное культурное наследие во всём его этнокультурном и жанровом многообразии;

привлечением детей и подростов, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, к занятию в клубных формированиях и участию в культурно-массовых мероприятиях с целью профилактики безнадзорности и правонарушений;

формированием эффективной системы выявления, поддержки и развития одарённых детей и талантливой молодёжи;

поддержкой современной молодёжной культуры;

информационной и методической поддержкой любительских коллективов;

поддержкой и развитием фестивалей самодеятельного (любительского) художественного творчества как одного из факторов развития локальных территорий, позволяющих привлекать внимание к различным жанрам народного творчества широкой целевой аудитории, представителей профессионального сообщества, средств массовой информации, меценатов;

развитием гастрольной деятельности, активизацией культурного обмена между территориями;

участием самодеятельных творческих коллективов, солистов, мастеров и художников во всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, выставках с целью продвижения культуры края за его пределами;

сохранением и популяризацией казачьей культуры, созданием краевых/муниципальных центров и отделов казачьей культуры.

5. Модернизация инфраструктуры клубных учреждений Красноярского края предполагает:

проведение капитальных/текущих ремонтов зданий муниципальных учреждений культуры клубного типа

строительство многофункциональных культурных пространств в муниципальных районах, муниципальных округах и центров культурного развития в городских округах;

приобретение многофункциональных передвижных центров (автоклубов), специализированного транспорта для творческих коллективов;

проведение комплексного мониторинга материально-технического состояния клубных учреждений;

обновление материально-технической базы клубных учреждений (приобретение светозвуковой, музыкальной аппаратуры, музыкальных инструментов, одежды сцены, костюмов для творческих коллективов, видеопроекционного оборудования, мебели и др.);

оснащение клубных учреждений автоматизированными рабочими местами с лицензионным программным обеспечением, современным оборудованием;

обеспечение учреждений культуры клубного типа доступом в Интернет для создания цифровых продуктов, позиционирования клубной деятельности в цифровой среде.

СУБЪЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Субъектами реализации настоящей Концепции являются:

культурно-досуговые учреждения края вне зависимости от ведомственной принадлежности;

органы управления культуры муниципальных образований края;

организации, обеспечивающие методическую поддержку клубной деятельности (дома (центры) народного творчества, центры культурного развития, инновационные культурные центры (многофункциональные культурные пространства), дома и дворцы культуры, централизованные клубные системы) на территории Красноярского края;

образовательные организации, реализующие интегрированные и основные образовательные программы среднего и высшего образования в области социально-культурной деятельности;

государственные организации различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт, здравоохранение, правоохранительные органы и др.);

действующие на территории Красноярского края социально ориентированные некоммерческие организации и иные организации, юридические и физические лица, занимающиеся культурно-досуговой деятельностью.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Основным механизмом реализации Концепции является государственная программа Красноярского края «Развитие культуры и туризма», утверждённая постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 511-п.

Дополнительные механизмы реализации Концепции:

программы социально-экономического развития муниципальных образований края, муниципальные комплексные проекты развития (МКПР) отдельных территорий,

программы развития отдельных организаций, региональные корпоративные проекты.

подготовка квалифицированных творческих и руководящих работников клубных учреждений края;

модернизация клубных учреждений края, строительство многофункциональных учреждений клубного типа;

совершенствование и развитие содержательной деятельности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ, РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Реализация Концепции предполагает достижение к 2030 году следующих результатов:

сохранение и развитие сети культурно-досуговых учреждений всех типов вне зависимости от ведомственной принадлежности посредством развития инфраструктурной и институциональной основ для творчества;

улучшение качества предоставляемых услуг в сфере культурно-досуговой деятельности и уровня обслуживания потребителей;

обеспечение процесса сохранения и передачи от поколения к поколению традиционных ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;

укрепление гражданской идентичности и межнационального согласия;

развитие культурного просветительства с привлечением к этой деятельности профессиональных сообществ и организаций культуры;

обеспечение разнообразия предоставляемых культурных услуг;

создание условий для использования детьми и молодёжью ресурсов неформального общения и информального образования в целях формирования всесторонне развитой личности с активной гражданской позицией, придерживающейся традиционных для российского общества ценностей, а также профессионального самоопределения и продуктивного досуга;

укрепление института семьи и брака посредством реализации культурно-просветительских проектов;

развитие форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан с учётом динамично меняющейся ситуации, их возрастных особенностей, развитие методического сопровождения патриотического воспитания граждан;

внедрение в практику работы форм, направленных на профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;

решение кадровых вопросов посредством создания эффективных механизмов стимулирования и поддержки специалистов и управленческих кадров;

создание баланса инновационности и традиционности в основной деятельности учреждений культуры клубного типа;

внедрение эффективных механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнёрства в сфере клубной деятельности;

укрепление материальной базы учреждений культуры клубного типа, увеличение количества учреждений культуры клубного типа, осуществивших капитальный и текущий ремонт помещений;

обеспечение доступа в Интернет для всех учреждений культуры клубного типа края, включая отдалённые сельские территории;

формирование комплексной инфраструктуры современного досуга, удовлетворяющей общественным потребностям в культурно-просветительской, культурно-досуговой деятельности, развитии любительского искусства, народного художественного творчества, сохранении традиционной культуры народов, населяющих Красноярский край;

создание зональных методических объединений (центров) с целью обмена опытом, анализа, координации культурно-досуговой, просветительной деятельности клубных учреждений края.

В течение всего периода реализации Концепция может пересматриваться с учётом задач, стоящих перед Красноярским краем в соответствии с указами Президента Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Целевой ориентир развития учреждений культуры клубного типа Красноярского края (согласно методике расчёта показателя «Число посещений культурных мероприятий», утверждённой распоряжением Минкультуры России от 16.10.2020 № Р-1358 в ред. от 03.11.2020 № Р-1459):

к 2022 году:

увеличение числа посещений культурно-массовых мероприятий учреждений культурно-досугового типа в 1,1 раза по сравнению с показателем 2019 года;

к 2025 году:

увеличение числа посещений культурно-массовых мероприятий учреждений культурно-досугового типа в 1,8 раза по сравнению с показателем 2019 года;

к 2030 году:

увеличение числа посещений культурно-массовых мероприятий учреждений культурно-досугового типа в 3 раза по сравнению с показателем 2019 года.

Риски недостижения ожидаемых результатов реализации Концепции:

отсутствие у органов управления различных систем и ведомств стремления к координации в целях реализации Концепции;

отсутствие со стороны муниципальных органов управления стремления к реализации Концепции;

значительное ухудшение демографической ситуации, а именно отток трудоспособного населения, молодёжи из сельских территорий;

недостаточный уровень профессиональной компетенции специалистов учреждений клубного типа;

недостаточность финансовых ресурсов для реализации Концепции;

форс-мажорные обстоятельства.

Понятийный аппарат

Дворцы культуры[1] – культурно-досуговые учреждения, обладающие высокими характеристиками по параметрам мощности, оборудования, штатной численности. Обслуживают население по месту расположения. Расположение не имеет зависимости от административного статуса (село-город). Главным критерием для принятия решения о наличии Дворца культуры являются финансовые средства учредителя. Располагаются в районных центрах и городах. Как правило, имеют статус юридического лица и являются методическими центрами для подведомственной сети. Основное содержание деятельности предусматривает организацию работы творческих коллективов в различных жанрах и обеспечение социально-культурных мероприятий на основании муниципального заказа.

Дома культуры[2] – культурно-досуговые учреждения, обладающие большими характеристиками по параметрам мощности, оснащения и штатной численности. Главным признаком является расширенная зона обслуживания и наличие филиалов. Дома культуры обслуживают не только населённые пункты по месту расположения, но и другие населённые пункты, где отсутствуют стационарные единицы, а также являются методическими центрами по отношению к сельским клубам. Располагаются в административных центрах поселений, в городах. Создаются для обеспечения досуга населения, условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства, для социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания. Как правило, являются самостоятельными юридическими лицами.

Дома (центры) народного творчества[3] – культурно-досуговые учреждения, созданные с целью сохранения нематериального культурного наследия во всём многообразии жанров и этнических особенностей, разработки методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс, информатизации и методического обеспечения творческих процессов, организации и проведения народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства. Являются методическими центрами для подведомственной сети, в остальном соответствует параметрам домов культуры.

Досуг[4] – часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради самосовершенствования, достижения иных культурных целей по собственному выбору.

Информационно-просветительское мероприятие[5] – массовое мероприятие, направленное на удовлетворение информационных, интеллектуальных и других потребностей населения в сфере культуры, содействие просвещению и свободному участию граждан в культурной жизни общества, проводимое в специально определённых для этого местах (в помещениях, на территориях, а также в зданиях, сооружениях, на прилегающих к ним территориях, предназначенных (в т. ч. временно) или подготовленных для проведения такого мероприятия).

Инфраструктура социально-культурной сферы[6] – совокупность материальных, организационных, финансово-экономических, кадровых, информационно-методических и иных условий осуществления социально-культурной деятельности, обеспечивающих удовлетворение духовных потребностей граждан.

Киноклуб[7].– общественная организация (клубное формирование), основной задачей которого являются просмотры и коллективные обсуждения фильмов, изучение киноискусства

Клубы[8] – культурно-досуговое учреждение, обладающее небольшими мощностными характеристиками и штатной численностью.

Клубы по интересам[9] – клубные формирования, создаваемые с целью организации общения людей с единым глубоким и устойчивым интересом к чему-либо, характеризующиеся отсутствием деятельности по созданию культурных ценностей.

Клубная деятельность[10] – обобщённое наименование всего разнообразия форм и видов социально-культурной деятельности (культурно-просветительных, социально-воспитательных, культурно-досуговых, культурно-творческих, рекреативно-оздоровительных, научно-познавательных и др.), осуществляемых в культурно-досуговых учреждениях клубного типа и других организациях с целью обеспечения конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям и творческую самореализацию, сохранения и актуализации традиций народной культуры, формирования российской идентичности и повышения качества жизни населения Российской Федерации.

Клубное формирование[11] – добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, или же на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.

К клубным формированиям относятся кружки, коллективы и студии любительского художественного и технического творчества, любительские объединения и клубы по интересам, народные университеты и их факультеты, школы и курсы прикладных знаний и навыков, физкультурно-спортивные кружки и секции, группы здоровья и туризма, а также другие клубные формирования творческого, просветительского, физкультурно-оздоровительного и иных направлений, соответствующих основным принципам и видам деятельности культурно-досугового учреждения.

Концепция[12] (лат. conceptio – понимание, единый замысел, ведущая мысль) – система взглядов, выражающая определённый способ видения, понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов. Концепция описывает ведущую идею или конструктивный принцип, положенные в основу определённого замысла.

Креативные, или творческие индустрии[13] (Creative Industries) – виды деятельности, в основе которых лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которые могут создавать добавленную стоимость и рабочие места путём производства и эксплуатации интеллектуальной собственности.

Кружки[14] – клубные формирования, в которых творческо-исполнительская деятельность предваряется учебно-тренировочными занятиями, составляющими преобладающую часть всех занятий.

Культурно-досуговая деятельность[15] – составная часть социально-культурной деятельности, которая помогает решению многих социальных проблем своими своеобразными формами и методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т. д.).

Культурно-досуговое мероприятие[16] – массовое мероприятие, направленное на удовлетворение духовных, эстетических, интеллектуальных и других потребностей населения в сфере культуры и досуга, содействие свободному участию граждан в культурной жизни общества, приобщения к культурным ценностям, проводимое в специально определённых для этого местах (в помещениях, на территориях, а также в зданиях, сооружениях, на прилегающих к ним территориях, предназначенных (в т. ч. временно) или подготовленных для проведения такого мероприятия).

Культурно-досуговое учреждение[17] – некоммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительного, оздоровительного и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством, способствующих развитию человеческого капитала.

Культурно-досуговые центры (центры культуры и досуга)[18] – культурно-досуговые учреждения, которые по мощностным характеристикам соответствуют дворцам культуры. Являются интегрированными учреждениями. В общем объёме услуг преобладают досуговая составляющая и мероприятия социокультурного характера. Собственно творческая деятельность занимает 13-19% и является основным условием для создания продуктов культурного характера.

Культурно-массовое мероприятие[19] – совокупность действий или явлений социальной жизни (с большим количеством участников), совершаемых с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан; форма реализации их прав и свобод, а также способ социального общения между людьми и выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом. Проводится в специально определённых местах, предназначенных (в том числе временно) или подготовленных для такого мероприятия (в помещениях, зданиях, сооружениях, а также на прилегающих к ним территориях). Культурно-массовые мероприятия делятся на культурно-досуговые и информационно-просветительские, к которым относятся народные гуляния, праздники, карнавалы, фестивали, смотры, конкурсы, концерты, ярмарки, олимпиады народного творчества, выставки, театрализованные представления, семинары, лекции, экскурсии, конференции, мастер-классы, круглые столы и другие, в том числе комбинированные формы мероприятий.

Культурно-просветительная деятельность[20] – система профессиональной и общественной деятельности, направленная на вовлечение разных групп населения в процесс непрерывного просвещения, любительского творчества, развлечения и других форм досуга, не является образовательной деятельностью и не требует лицензирования.

Любительские объединения[21] – клубные формирования, объединяющее людей с глубоким и устойчивым интересом к общему занятию, стремящихся обменяться результатами и навыками такого занятия; характеризующиеся преобладанием среди учебных форм самообразования, обмена знаниями и умениями, первостепенной ролью поисков, накопления информации, изготовления предметов, имеющих культурное и прикладное значение.

Любительское творчество[22] – творческая деятельность людей, не имеющих профессионального образования в избранном направлении творчества, в рамках их свободного времени. Любительское творчество имеет коллективные или индивидуальные формы, как организованные (в рамках клубных формирований с помощью хореографов, музыкантов, режиссёров и других специалистов), так и неорганизованные (самостоятельное творчество). Любительское творчество ориентировано на публичные формы представления результатов своей деятельности.

Многофункциональное культурное пространство[23] – учреждение нового типа, целью которого является организация нового общественного пространства на принципе межведомственного взаимодействия, расширение просветительской деятельности, удовлетворение потребностей различных социально-возрастных групп населения в содержательном досуге, общении, реализации творческих способностей, выравнивание диспропорции (неравенства) возможностей доступа к культурным благам и культурным ценностям городского и сельского населения.

Народный (образцовый) коллектив – коллектив любительского творчества, достигший высокого уровня художественного мастерства, ведущий активную исполнительскую и просветительскую деятельность.

Нематериальное культурное наследие (в области традиционной культуры)[24] – обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, – а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, – признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия.

Передвижной многофункциональный культурный центр[25] – культурно-досуговое учреждение, созданное для предоставления нестационарных культурно-досуговых, библиотечных, информационных, выставочных услуг, а также для проведения массовых мероприятий патриотической, образовательной и досуговой направленности. Комплекс представляет собой передвижную многофункциональную, высокотехнологичную площадку для обслуживания населения и проведения массовых мероприятий на открытой местности.

Платная услуга – услуга, предоставляемая учреждением культуры потребителям для удовлетворения их культурных потребностей на платной основе.

Самодеятельное (любительское) художественное творчество[26] – творческая деятельность людей, осуществляемая в рамках их свободного времени и не являющаяся сферой их профессиональной деятельности; имеет коллективные или индивидуальные формы, как организованные (в рамках деятельности клубных формирований с помощью профильных специалистов (хореографов, музыкантов, режиссёров и т.п.), так и неорганизованные (самостоятельное творчество), в том числе:

народное художественное творчество –вид художественной деятельности народа, как в традиционных формах, так и в современных,

техническое творчество – вид творческой деятельности, направленный на создание объекта по новым или существующим образцам техники и технологии, характеризующееся оригинальностью процесса и его результата в целях преобразовании природы и улучшении качества жизни,

народные/национальные традиции (традиционная народная культура) –национальная память народа, которая выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, сохраняет и распространяет духовные ценности (этические, эстетические, нравственные, интеллектуальные, исторические, гражданские, культурные).

Социально-культурная деятельность[27]исторически обусловленный и социально-востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. Социально-культурная деятельность обладает своими, только ей присущими чертами. В первую очередь, она проводится в свободное (досуговое) время, отличается добровольностью и свободой выбора, инициативностью различных коллективов, активностью индивидуумов. При выборе досугового занятия, связанного с самореализацией, саморазвитием, удовольствием, общением, оздоровлением и прочим, учитываются потребности и интересы человека.

Творческая деятельность[28] – форма деятельности человека или коллектива, направленная на создание качественно новых духовных, материальных и общественных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности по созданию ценностей культуры и искусства через участие в различных видах любительского и профессионального художественного творчества.

Учреждение культуры клубного типа[29] (культурно-досуговое учреждение клубного типа, клубное учреждение, культурно-просветительное учреждение, к которым относятся клуб, Дом культуры, Дворец культуры, дома/центры народного творчества, дома/центры ремёсел, центры традиционной культуры, центры казачьей культуры, централизованные клубные системы, дома творческих работников, центры досуга, центры культурного развития, инновационные культурные центры, автоклубы, плавучие культбазы и т. п.) – некоммерческая культурно-досуговая организация, которая является многофункциональным комплексным учреждением культуры, предоставляющим максимум услуг социально-культурного характера для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, просветительства и творчества, создание условий для занятий самодеятельным (любительским) художественным творчеством, сохранения и актуализации народных традиций; созданная для осуществления функций некоммерческого характера, в том числе функции учреждения культуры (проведение концертов, выставок, спектаклей, кинопоказов), методического и просветительского центра (проведение мастер-классов, организация методической помощи, курсов, медиатек, творческих студий и мастерских) и общественного пространства (организация досуга, дискуссионных клубов, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий).

Центр культурного развития, инновационный культурный
центр
[30] – многофункциональное культурно-досуговое учреждение клубного типа, совмещающее функции учреждения культуры (проведение концертов, выставок, спектаклей, кинопоказов), методического, просветительского центра (проведение мастер-классов, организация методической помощи, курсов, медиатек, творческих студий и мастерских) и общественного пространства (организация досуга, дискуссионных клубов, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий).

Централизованная клубная система (ЦКС)[31] – объединение, представляющее собой целостное клубное учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, организационного и технологического единства. ЦКС состоит из центрального муниципального клубного учреждения и филиалов, являющихся его структурными подразделениями.


[1] Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 01.09.2011 № 906 «О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек» (вместе с Методическими рекомендациями по применению нормативов штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов Российской Федерации).

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. М, 2004.

[5] Методические рекомендации по разработке стандарта качества услуг государственных (муниципальных) учреждений культуры. М., 2016.

[6] Проект Концепции клубной деятельности в Российской Федерации на период до 2030 года.

[7] Юткевич С. Кино: Энциклопедический словарь/ Издательство: Советская энциклопедия/ Москва. 1987.

[8] Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 01.09.2011 № 906 «О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек» (вместе с Методическими рекомендациями по применению нормативов штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов Российской Федерации).

[9] ГОСТ Р 55594-2013. Услуги населению. Услуги по обучению населения на курсах и в кружках. Общие требования (утверждён и введён в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06.09.2013 № 872-ст).

[10] Проект Концепции клубной деятельности в Российской Федерации на период до 2030 года.

[11] Там же.

[12] Философский энциклопедический словарь. М, 2010.

[13] Федотова Н.Г. Креативные индустрии (Creative industries): теория и практика. https://btfr.cc/uy1

[14] ГОСТ Р 55594-2013. Услуги населению. Услуги по обучению населения на курсах и в кружках. Общие требования (утверждён и введён в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06.09.2013 № 872-ст.).

[15] Модельный закон о социально-культурной деятельности (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 25.11.2016 № 45-15).

[16] Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по разработке стандарта качества услуг государственных (муниципальных) учреждений культуры. М., 2016.

[17] Проект Модельного стандарта деятельности культурно-досугового учреждения клубного типа, разработанный ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д.Поленова».

[18] Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 01.09.2011 № 906 «О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек» (вместе с Методическими рекомендациями по применению нормативов штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов Российской Федерации).

[19] Проект Концепции клубной деятельности в Российской Федерации на период до 2030 года.

[20] Там же.

[21] ГОСТ Р 55594-2013. Услуги населению. Услуги по обучению населения на курсах и в кружках. Общие требования (утверждён и введён в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06.09.2013 № 872-ст.).

[22] Проект Концепции клубной деятельности в Российской Федерации на период до 2030 года.

[23] Концепция создания многофункционального культурного пространства в сельской местности. Красноярск, 2018.

[24] Конвенция ЮНЕСКО, принятая 17.10.2003 Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

[25] Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, введённые в действие распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017
№ Р-965.

[26] Проект Концепции клубной деятельности в Российской Федерации на период до 2030 года.

[27] Модельный закон о социально-культурной деятельности (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 25.11.2016 № 45-15).

[28] Проект Концепции клубной деятельности в Российской Федерации на период до 2030 года.

[29] Там же.

[30] Там же.

[31] Проект Концепции клубной деятельности в Российской Федерации на период до 2030 года.

Уважаемые коллеги!