День русского сарафана — 13 августа


Русский народный костюм является богатейшим творческим источником, представляя собой синтез различных видов декоративного творчества: вышивки, ткачества, кружевоплетения, вязания и др.

До начала правления Екатерины II надевать сарафан могли лишь крестьянки да купчихи с попадьями. Екатерина II вернула сарафан в аристократическую моду. Она на маскарадах и костюмированных балах часто появлялась в традиционном русском наряде, расшитом драгоценными камнями. А 1834 году Николай I издал специальный указ, которым обязал придворных дам носить придворное парадное платье, созданное по образу и подобию традиционного сарафана.

Традиционная крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством, сохраняет обработанные веками устойчивые формы, определяющие ее своеобразие, до начала XX века. И с этой точки зрения крестьянский костюм интересен, как русский национальный. Он сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приемы декора, способ ношения и многое другое.

САРАФАН

Есть три версии происхождения этого слова:

«сарафан» — это иранское слово, которое в дословном переводе обозначало человека, полностью одетого;
«сарапа» — слово из персидского языка, которое, впрочем, означает то же, что и иранский «сарафан»;
«сари» — это известное индийское слово, которое дословно означает «отрез ткани».

Традиционный сарафанный комплекс состоял из рубахи, одной или нескольких юбок и фартука. Его обязательными атрибутами являлись пояс, платок (или шаль), головной убор и обувь, а дополнениями могли служить различные по форме и конструкции шейные и нагрудные украшения, ювелирные изделия: серьги, кольца, браслеты.

Как и любой вид традиционной одежды, сарафан распределялся по назначению: будничный, праздничный, обрядовый.

Будничная одежда крестьян изготовлялась из домашней ткани: шерстяной, конопляной, частично льняной. Довольно рано в быт сибирской деревни стали проникать китайские бумажные ткани: даба, далемба, бязь и дешевые шелка. Наряду с этим известны были и русские фабричные ткани: сукно, ситец, — которые особенно распространяются со второй половины XIX в., вытесняя из обихода «своедельщину». В начале XX в. «своедельщина» шла преимущественно на рабочую, частью на обрядовую одежду, и лишь наиболее бедные крестьяне, особенно из новосёлов, шили из неё значительную часть своей повседневной одежды. В это время покупные материалы уже довольно широко вошли в быт сибирской деревни. Из дорогой покупной ткани шилась праздничная одежда.

Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского Севера XIX — начала XX века в собрании
Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского
Севера». — М.: Северный паломник, 2006. — 276 с: ил.
ISBN 5 — 94431 — 196-7

Основу костюма составляют «рукава» (новодел, реконструкция по аналогиям
из собрания музея) и шелковый косоклинный распашной сарафан.

Сарафан.

Середина XIX века. Архангельская губерния. Холмогорский уезд, Емецкая волость, село Емецк
Длина — 137 см. Инв.Т 4335
Поступил в 2003 году из Архангельска. По устным сведениям место бытования — село Емецк Холмогорского уезда
Реставратор: М.С. Попова (2005 год, реставрационные мастерские ГМО
«Художественная культура Русского Севера»)

Косоклинный, распашной, на пришивных лямках. Застежка в виде воздушных петель из шелкового шнурка и 25 металлических пуговиц. Сшит вручную из шелковой жаккардовой ткани голубого цвета с крупным растительным узором в виде пышных букетов цветов. Спинка цельнокроенная, спереди — два прямых полотна, по бокам продольные скошенные клинья и подклинья, по два с каждой стороны. Верх спинки и переда, а также распашные части обшиты по краям позументом
и шелковым плетеным шнурком. Подкладка из хлопчатобуможной ткани и льняного полотна.

Состоит из рубахи, ситцевого сарафана и пояса.

Сарафан-«ситцевик»
Начало XX века
Новгородская губерния, Кирилловкий уезд, Хотеновская волость
Длина — 155 см. Инв. Т 1537
Поступил в 1980 году. Экспедиция музея в Каргопольский район, деревню Евдокимовскую (И.Д. Козырева, Н.И. Просвирнина). По устным сведениям, принадлежал Екатерине Ивановне Васильевой из деревни Хотеново


Прямой, на длинных, узких пришивных лямках. Сшит из пяти полос хлопчатобумажной
ткани с цветным растительным узором. Верхний крой собран в мелкие
складки. Лямки и верхний крой сарафана обшиты синей полушерстяной тесьмой.
Подол украшен широкой полосой атласа вишневого цвета и оборкой. Край подола
с изнаночной стороны подшит розовым ситцем.

Сарафан-«атласник».

Начало XX века. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, Калитинская волость, Длина — 119 см, Инв. Т 3861.
Поступил в 1996 году из Архангельска. По устным сведениям, принадлежал Марии
Михайловне Порошиной (1902-1985) из деревни Калитинки Каргопольского района

Прямой, на длинных, узких пришивных лямках. Сшит из пяти прямых полос шелковой ткани. Верхний крой собран в мелкие защипы под обшивку. Подол украшен позументом и тесьмой с длинной бахромой. Подкладка из цветного ситца.

Плат «золотный»
Конец XIX — начало XX веко
Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, Калитинская волость
1 15 X 114 см
Инв.Т 3878
Поступил в 1997 году из Архангельска. По устным сведениям, принадлежал
Анне Тимофеевне Умолиной из деревни Калитинки
Реставратор: Н.В. Ларикова (1 998 год, реставрационные мастерские МДЗ «Малые Корелы»)

Из белой хлопчатобумажной ткани —миткаля. В одном углу — стилизованный узор в виде круглой розетки, цветков, вьющихся веток и двух голов лошадей. По краю пришита мишурная тесьма с бахромой. Узор выполнен из пряденого позолоченного серебра и бити, отдельные крупные детали — шитьем в прикреп по «карте», то есть по картону или плотной бумаге желтого цвета (в цвет золота), остальные элементы — в техниках лицевого шитья и тамбурным швом.

Особенности сибирского сарафана

Старинный женский комплекс одежды старожильческого населения Западной и Восточной Сибири (включая Забайкалье) носит довольно ярко выраженные черты северорусского костюма. Основные его части: рубашка с прямыми поликами, сарафан и сложный головной убор, состоящий из кички (самшуры), кокошника и позатыльника.

Рубахи под сарафан

Женская рубашка с прямыми поликами и ластовками шилась в старину из холста; позднее верхнюю часть — «рукава» — шили преимущественно из фабричной, частью цветной ткани, а низ — «станушку» — пришивали из холста, окрашенного в кубовую краску. Ворот рубашки собирался в сборку и пришивался к обшивке или имел небольшой отложной воротничок.

Второй тип женской рубашки — рубашка с «пелеринкой», т.е. кокеткой. Ее стали носить не только с сарафаном, но и с юбкой, нередко превращая в нижнюю бельевую часть одежды, поверх которой надевалась кофточка.

Сарафан

Сарафан, надевавшийся на рубаху, мог называться либо по конструкции (косоклинник, круглый, полукруглый ), либо по ткани (дубас, дубасик — термин, известный и в северо-восточных областях Европейской России), дабинник (сибирский термин, происходит от названия материала — дабы).


Косоклинный сарафан шился преимущественно из однотонной ткани. Очень старым вариантом косоклинного сарафана является сарафан с целым передним полотнищем. Второй вариант косоклинного сарафана со швом спереди был распространен в Сибири более широко.

Другая, более поздняя форма сарафана, как бы вытеснившая старый сарафан с клиньями, — круглый сарафан из прямых полотнищ на лямках, который шили большей частью из покупной узорной ткани.

Был известен в Сибири и сарафан с лифом. Дополнительной частью женского и девичьего костюма служил передник.

Енисейская губерния

Главным элементом женского костюма Енисейской губернии была длинная рубаха. Ее праздничный вариант отличался более яркой и насыщенной вышивкой. У будничных рубах орнамент присутствовал только на «обережных» местах: горловине, обшлагах рукавов и подоле. Поверх рубахи женщины родом из северных губерний надевали распашные сарафаны, из южных — понёвы. В качестве летней верхней одежды бытовала душегрея на лямках, со множеством складок.
В прохладную погоду поверх неё надевали телогрею — длинную распашонку, застегивавшуюся на оловянные или медные пуговицы. В морозы женщины не обходились без шуб, тулупов, полушубков.

Журнал «Куклы в народных костюмах. Праздничный костюм Енисейской губернии». №49/2013.
Фотоархив Татьяны Юрьевны Куликовой

Во второй половине XIX века в народной одежде продолжалось два процесса сохранения традиционной одежды: один — у старшего поколения и второй — внедрение «городской моды» в одежде молодежи.

«Мода всецело господствует в Сибири и покоряет население. Пиджаки, жилеты, фуражки составляют принадлежность костюма сельской молодежи. Сибирский крестьянин никогда не знал лаптей, и сапоги для него — постоянная обувь. У женщин сарафан — рабочий костюм. А носят блузы и шерстяные платья, чулки, ботинки. Особый шик лакированные галоши!»
Русский историк Афанасий Прокопьевич Щапов  
(1831–1876)