Ишимская кадриль
1. Наименование объекта танец белорусских переселенцев «Ишимская кадриль» в д. Ишимка Большеулуйского района Красноярского края
2.Категория объекта III. Народное исполнительство.
4. Хореографические формы.
3.Этническая принадлежность белорусы
4.Язык русский
5.Конфессиональная принадлежность православные
6. Места бытования д. Ишимка Большеулуйского района Красноярского края – город Красноярск
7. Описание объекта (развернутое)
Ишимская кадриль — это бытовой танец, сложившийся в локальной традиции не ранее 1910 года, когда д. Ишимка была основана переселенцами из белорусской д. Ходунь Хотовижской волости Климовичского уезда Могилёвской губернии, прибывшими на территорию Енисейской губернии по Столыпинской реформе. Кадриль как танец была широко известна среди переселенцев из Белоруссии, проживавших в деревнях Ишимке, Карабановке, Михайловке, Климовке, Удачное, Бычки Большеулуйского района Красноярского края. К двухтысячным годом из жителей этих населённых пунктов о ней рассказала только Мария Илларионовна Ранцева (жившая в разное время в дд. Ишимка, Удачное), проживающая в г. Ачинске.
Несмотря на то, что кадрили были распространены в разных районах нашего региона, именно такое сочетание фигур (колен) зафиксировано только в д. Ишимке.
Ишимская кадриль состоит из семи колен, её особенностью является смена гармошечного наигрыша на каждое колено: «Подгорная», «Цыганочка», «Летели две птички», «Подгорная», «Светит месяц», «Сербиянка», «Полька». Названия колен соответствуют названию наигрыша. Наигрыш исполнялся на диатонической гармони. Танец исполняют четыре человека в две пары, в каждой паре один парень и одна девка.
Каждое колено начинается с выкрика парня из первой пары (ведущий парень), который озвучивает название наигрыша и задаёт рисунок следующей за выкриком фигуры.
Первое колено «Подгорная» начинается с выкрика: «Кадриль ишимская», — и параллельного движения девок навстречу друг другу. Встре- тившись на середине, они продолжают движение к чужим парням, затем танцуют с ними в паре «вальсок» (полкруга в одну сторону, полкруга в другую) и возвращаются к своим парням, танцуют «вальсок» с ними. Колено завершается тогда, когда ведущий парень выкрикивает название следующего колена.
Второе колено «Цыганочка» начинается с движения девок навстречу друг другу. Встретившись на середине, они топают ногой друг перед другом затем возвращаются на прежнее место. Далее пары исполняют «вальсок». Колено завершается, когда ведущий парень выкрикивает название следующего колена.
Третье колено «Птички» (гармошечный наигрыш исполняется на мотив песни «Летели две птички»). Первая пара движется по направлению ко второй паре, взявшись за руки перед собой крест-накрест (правая рука парня находится снизу, повернута ладонью вперёд, левая рука парня находится сверху, повернута вперёд тыльной стороной кисти), дойдя до второй пары, топают ногами перед второй парой и поворачивается спиной через правое плечо на 360º, возвращаясь на свою исходную позицию. Затем парни одновременно отправляют своих девок к чужим парням, прокручивая их под рукой вперёд. После того, как девки доходят до чужих парней, они танцуют с ними в паре «вальсок», затем возвращаются к своим парням и танцуют «вальсок» с ними. Затем тот же самый порядок движений проделывает вторая пара, начиная с движения к противоположной паре. Колено заканчивается тогда, когда девки возвращаются к своим парням и ведущий парень выкрикивает название следующего колена.
Четвёртое колено «Подгорная» начинается с того, что парень из первой пары идёт с переплясом ко второй паре, «здоровкается» со вторым парнем правой рукой (вежливо жмут друг руку) и, так же выплясывая, возвращается обратно к своей девке, обе пары танцуют «вальсок» (притопывание или приставной шаг на две доли). Затем второй парень повторяет то же самое, что и первый. Колено заканчивается тогда, когда второй парень, вернувшись к своей девке, танцует с ней в паре «вальсок».
Пятое колено «Светит месяц» (исполняется под гармошечный наигрыш на мотив русской народной песни «Светит месяц»). После выкрика ведущего парня: «Светит месяц», — девки движутся навстречу друг другу, парни идут за ними чуть позади. Девки, встретившись на середине, делают оборот по направлению движения, пока не окажутся лицом к своей исходной точке, после чего возвращаются на свои исходные места, парни за ними. Дойдя до исходного места, пары танцуют «вальсок».
Шестое колено «Сербиянка». Парни одновременно начинают движение навстречу друг другу, девки стоят на месте, приплясывая. Встретившись на середине правыми плечами, парни продолжают движение по направлению к чужим девкам, обходят их кругом и, не останавливаясь, вновь двигаются навстречу друг другу с переплясом. Встретившись на середине, парни воз вращаются к своим девкам, дойдя до них, танцуют с ними «вальсок».
Седьмое колено «Полька» Обе пары одновременно начинают исполнять «вальсок» по кругу. Сделав полный проход по кругу, возвращаются на свои места. Собственно танец завершен, далее исполняется поклон гармонисту.
Поклон гармонисту: парень первой пары разворачивает свою девку, берёт её за левую руку, и они подходят к гармонисту и кланяются, затем отходят в сторону, освобождая место следующей паре. То же самое делает вторая пара. На этом гармонист заканчивает кадриль.
Музыкально-стилистические признаки
инструментальных наигрышей, используемых в танце:
Подгорная. Темп q = 120; Allegro, му зыкальный размер 2/4; ритмоформула стабильна. Музыкальное развитие осуществляется посредством мелодического варьирования. Гармонизация инструментального наигрыша пред ставлена следующими функциональными оборотами (S-T-D-T).
Цыганочка. Темп q = 120; Allegro, музыкальный размер 2/4; ритмоформула стабильна. Музыкальное развитие осуществляется посредством мелодического варьирования. Гармонизация инструментального наигрыша представлена следующими функциональными оборотами (S-T-D-T).
Птички. Темп q = 120; Allegro, музыкальный размер 2/4; ритмоформула стабильна. Музыкальное развитие осуществляется посредством мелодического варьирования. Гармонизация инструментального наигрыша представлена следующими функциональными оборотами (T-T-S-T-S-T-D- T-S-T-D-T).
Светит месяц. Темп q = 120; Allegro, музыкальный размер 2/4; ритмоформула стабильна. Музыкальное развитие осуществляется посредством мелодического варьирования. Гармонизация инструментального наигрыша представлена следующими функциональными оборотами (S-S-T- T-S-S-T-T-D—D-T-T-D—D-T-T).
Сербиянка. Темп q = 120; Allegro, музыкальный размер 2/4; ритмо- формула стабильна. Музыкальное развитие осуществляется посредством мелодического варьирования. Гармонизация инструментального наигрыша представлена следующими функциональными оборотами (S-T-D-T).
Полька. Темп q = 120; Allegro, музыкальный размер 2/4; ритмоформула стабильна. Музыкальное развитие осуществляется посредством мелодического варьирования. Гармонизация инструментального наигрыша представлена следующими функциональными оборотами (T-S-T-T-S-T-T- D-T-T-D-T).
8. Предметы, связанные с объектом: —
9. Техники/технологии, связанные с объектом: —
10. Способы и формы передачи информации:
научение.
11. История выявления и фиксации
Впервые обнаружили и сделали первую попытку ее записать начальник отдела культуры Большеулуйского района Елена Алексеевна Барабанова и составитель описания С.В. Калиниа в с. Удачное Большеулуйского района от Марии Илларионовны Ранцевой в 2007 году. Записать толком не получилось – было мало народу для показа.
Записали ишимскую кадриль в 2008 году в г. Ачинске, куда переехала Мария Илларионовна, Калинина С.В., Трофимов А.В., Трофимова А.А., Распопова Л.В. во время фольклорно-этнографической экспедиции ансамбля народной песни «Сибирская вечора» в рамках реализации проекта «Молодые голоса — старинным песням», поддержанного грантом Губернатора Красноярского края. С 2009 года танец вошел в репертуар ансамбля.
12. Источники информации:
экспедиционные материалы ГЦНТ 2007 г., 2008 г.
личный архив А.В. Трофимова
13. Современное состояние объекта
Аутентичное бытование танца исчезло в связи с расселением деревень и с уходом из жизни людей, знавших этот танец. Перспектива утраты объекта существует, поскольку носителем является единственный коллектив, жители с. Ишимка не могут воспроизвести танец.
В настоящее время кадриль бытует только в сценической форме: с 2009 года кадриль включена в репертуар ансамбля народной песни «Сибирская вечора» Государственного центра народного творчества Красноярского края. Коллектив исполняет ишимскую кадриль в концертах с программой «Ишимский клад», с разными программами, представляющими фольклорную культуру края. Исполнитель, передавший информацию ансамблю, Мария Илларионова Ранцева, неоднократно видела исполнение коллективом ишимской кадрили и одобрила воспроизведение танца коллективом.
14. Формы сохранения в деятельности учреждений культуры
Среднее количество исполнения в течение 2022-2023 года – 15 раз ежегодно. Также видео концерта «Ишимский клад» с исполняемой ишимской кадрилью размещено на сайте ГЦНТ, на ютуб-странице ГЦНТ, на страничке ВК ансамбля.
Другие учреждения культуры ишимскую кадриль в работе не используют.
15. Авторы /составители
1. Калинина Светлана Валентиновна, кандидат филологических наук, заведующая отделом народного творчества Краевого государственного автономного учреждения культуры «Государственный центр народного творчества Красноярского края», 8 (391) 211-82-74, svet.kalin@mail.ru (составление описания, съемка видео)
2. Трофимов Александр Владимирович, художественный руководитель ансамбля народной песни «Сибирская вечора» Краевого государственного автономного учреждения культуры «Государственный центр народного творчества Красноярского края», tav.81@bk.ru (составление описания танца, исполнение танца)
16. дата публикации 27.10.2023
17. дата обновления
18. Сведения, сопровождающие аудио-, видео-, фотоматериалы
Видеоматериалы
- М.И. Ранцева показывает танец ансамблю «Сибирская вечора». Место записи видео – г. Ачинск, автор видеозаписи С.В. Калинина, личный архив В.М. Дудинского, личный архив А.В. Трофимова.
- Ансамбль «Сибирская вечора» исполняет «Ишимскую кадриль». Видео снято на концерте «Ишимский клад».