Костюмы
Крестьянская одежда территорий Русского Севера XIX век.
В Красноярском крае эта крестьянская одежда представлена пестридинными сарафанами Вятской губернии. В данном комплекте взята калька с костюмов Архангельской губернии – это круглые сарафаны, поликовые рубахи вышитые архаичным способом, которые обязательно были дополнены передником и тканными поясами.
Красно-белая палитра, характерна для этого региона. Использовались ткани натурального происхождения, как правило, это фактурные материалы, которые изготавливали кустарным путём – льняные ткани, в том числе и льняная пестридь (в данном комплекте она полушерстяная).
Архангельский комплекс представлен рубахами-намышницами (праздничная женская одежда) с наборной вышивкой. Также здесь есть рубашки-покосницы (бесполиковая рубаха), более поздняя форма одежды на территории Русского Севера и этот крой хорошо изучен в этнографии. В данном комплекте есть и «московский сарафан», который как правило изготавливался из хлопчатобумажных тканей в мелкий рисунок, а по подолу пришивалась рюша. К такому сарафану ещё шёл передник с «брокаровской» вышивкой и кружевом.
Мужская одежда под стать комплексу женскому, рубахи взяты из праздничной традиции. Такие рубахи часто делались свадебными с большим количеством вышивки. Данный вид одежды для сибиряков не был характерным. Это традиция Русского Севера.
Мастер Горева Екатерина Викторовна – член Российского фольклорного союза, старший преподаватель кафедры Народной художественной культуры Сибирского государственного института искусств имени Д. Хворостовского, председатель КРОО «Живая стАрина», мастер по пошиву традиционной одежды, руководитель школы Этнической социализации, г. Красноярск.
Старожильческая одежда Енисейской губернии XIX века.
В этом комплекте, как правило, используется покупной материал: хлопчато-бумажные и шерстяные ткани, в очень редких случаях брали домоткань.
Рубашка на кокетке – это последний традиционный элемент одежды русского населения, можно сказать: «последний крестьянский аккорд». После неё уже идёт городская мода. Юбки с хвостом. Обязательным элементом является передник. Здесь мы видим, особенность региона, которая заключается в том, что молодые женщины носили чёрные фартуки и это не являлось признаком вдовства.
Также в комплекте присутствует женская наплечная горничная одежда в виде жилетов, обработанных беличьим мехом и шушунов.
«Шушун» – женская наплечная одежда. В данном случае, он больше как поддевка без отложного воротника, но по конструкции это «шушун» одежда, которую носили в XIX веке и донашивали уже старухи. Традиция ношения шушунов для русских старожилов Енисейской губернии – это последствия переселения с метрополии, с центральных районов России. Первоначально шушун был мужской одеждой, долгополой, распашной. А в Сибирской традиции он сохранился, как женская горничная одежда.
Головные уборы – это платки. Ношение нескольких платков связано с традицией, которая сохранилась в основном у старообрядцев «тройное покрытие головы». В этом комплекте их два – нижний и верхний (отсутствует «шамшурка»).
Мужские рубахи на кокетке – это достаточно модный элемент мужской одежды того периода. В XIX веке распространился по всей территории России. Особенностью региональной традиции здесь является полихромная вышивка на цветных рубахах (Например, на черной ткани красно-сиреневая вышивка). Машинная вышивка на рубахе демонстрирует достаток, которая указывает на то, что в семье имеется швейная машина.
Тканные мужские пояса на сволочке (на дощечках) узорные. Традиция изготовления таких поясов существовала еще в XX веке.
Мастер Горева Екатерина Викторовна – член Российского фольклорного союза, старший преподаватель кафедры Народной художественной культуры Сибирского государственного института искусств имени Д. Хворостовского, председатель КРОО «Живая стАрина», мастер по пошиву традиционной одежды, руководитель школы Этнической социализации, г. Красноярск.
Казачьи комплекты костюмов.
Казачьи комплект костюмов единственный на сегодняшний день комплекс дизайнерской одежды, в котором за основу взят женский традиционный казачий костюм начала XX века «парочка», состоящий из юбки и кофты, украшенных кружевами и лентами.
Также здесь есть блузы «кирасы», с баской по нижнему краю, с воротником стойкой и густо собранной головкой рукава, плотно облегающие и подчеркивающие таким образом природную стать казачки.
Данный комплект включает ещё и платья, которые были пошиты по типу традиционного комплекса Русского Севера конца XIX ‒ начала XX века и доработаны мастером элементами из традиционной казачьей одежды.
И платья, и «парочки» украшены богатым кружевом и вышивкой из бисера.
Женские головные уборы представлены в виде кружевных платков, которые также носили казачки.
В традиционном в казачьем костюме женщины надевали на прическу файшонку – это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади банта (в данном комплекте её заменила сетка на шишку).
Богатым дополнением к дизайнерскому комплексу стали сделанные под заказ белые сапожки «казачки».
Мастером женских костюмов стала Рогачёва Елена Юрьевна закройщик-модельер, стаж работы более 20 лет.
Мужские костюмы представлены покупной форменной и традиционной одеждой: шёлковой рубахой косовороткой, гимнастёркой, «бешметом», шароварами, брюками-галифе, офицерской портупеей, сабельным опоясьем (кожанный пояс). Головные уборы: фуражки, кубанки, папахи. Завершают мужские костюмы кожаные черные сапоги и казачьи шашки образца 1881 года.
Поморский комплекс конца XIX – начала XX века.
Такой комплекс носили регионально по всей России. Данный вид одежды изготавливали в основном из шёлковых тканей, её надевали на праздники, торжества. Носили в основном горожане, мещане, купеческие жены. В крестьянской среде чаще всего одежда выполнялась из хлопчатобумажной ткани.
Большим богатством считалось использование широкого кружева на сетке – это уже не плетенное, не вязанное кружево, как в крестьянской традиции, а сетчатое, которое всегда было покупное.
Головным убором комплекта является «шамшура» – это женский головной убор выполненный из шёлковых или бархатных тканей. «Шамшура» или «самшура» покрывается шёлковым платком по типу головного городского убора, называемого «наколок».
На городскую принадлежность данного комплекта указывает отсутствие передника. Эти платья носили с кожаными ремнями, украшенными большими металлическими пряжками.
Мужская одежда представлена традиционной туниковой рубахой старинного кроя. Способ ношения крестьянский, т.е. «на выпуск» с поясами. Вышивка крестом по рукавам и горловине, а также сапоги – признак обязательного праздничного элемента традиционной мужской одежды.
Мастер Куликова Татьяна Юрьевна – фольклорист, мастер по русскому традиционному крестьянскому костюму, г. Новосибирск