Иркинеевский половичок
1. Наименование объекта
Технология изготовления плетеного половика в дд. Иркинеево, Пинчуге, с. Богучаны Богучанского района Красноярского края
2. Краткое название объекта
Иркинеевский половичок
3. Краткое описание
Небольшой половик, который стелют на пол в жилых помещениях, сплетён вручную, без кросен. Может быть прикроватным, придверным или лежать на любой поверхности. Изготавливается из нарванной или нарезанной на тонкие полоски старой ткани (дранок) шириной от 1-1,5 до 2,5-3 сантиметров, которые предварительно скручены с помощью веретена путём переплетения их между собой руками. Затем плетёная полоса нарезается под нужный размер, и получившиеся полоски сшиваются между собой до необходимой ширины половика. Сплетённый из дранок половик толще и плотнее тканного на кроснах и не сбивается под ногами
Эстетическую значимость половики обрели лишь в XX веке, когда при их изготовлении стали использоваться современные ткани, более яркие и прочные
4. Фотография для обложки проекта
01 Иркинеевский половичок, эмблема
5. ОНКН Категория IV. Традиционные технологии.
4.Традиционные ремёсла.
4.5.3 Прядение и ткачество
6. Этническая принадлежность
Русские
7. Конфессиональная принадлежность:
Православные
8. Язык
Русский
9. Регион
Красноярский край, Богучанский район, с. Богучаны, дд. Иркинеево, Пинчуга
10. Ключевые слова: Красноярский край, Богучанский район, старожилы, половики, плетение, ручное ткачество, технология плетения.
11. Полное описание объекта: Богучанский район находился в XIX—XX веках далеко от торговых путей, жители вели натуральное хозяйство. В связи с бездорожьем и отдалённостью района от больших торговых путей ангарцы создавали уют в жилищах непокупными изделиями. Ангарцы бережно относились к своим вещам, но они изнашивались, а просто выбросить ткань было нерационально и жалко. Вещи, которые нельзя было починить, рвали на дранки, а из них изготавливали половики.
Дранки ‑ это куски ткани от изношенной одежды, порванной или разрезанной на полоски. Ангарцы использовали старую «домотканину» или «базарну» ткань (купленную в магазине или привезённую с ярмарки). Для того чтобы как-то укрепить, уплотнить дранки, их скручивали (ссучивали) с помощью веретена. Сейчас дранки чаще подкручивают руками в процессе плетения. Необходимость скручивания зависит от плотности, толщины или изношенности ткани.
Начинается работа со сшивания полосок друг с другом в ряд, каждого цвета не менее 2 полосок. Чем больше полосок, тем шире будет готовая полоса для изготовления половичка. Для обеспечения натяжения полосок и ускорения процесса плетения можно прикрепить их к полоске ткани или тесьме, или навесить на спицу, а потом сшить. Получившуюся конструкцию можно привязать к табурету, который можно поворачивать по мере увеличения готового плетения, используя табурет как валик для готового полотна в ткацком стане. Такое использование табурета помогает держать плетение в натянутом виде, что облегчает работу, особенно вначале, а также уменьшает площадь помещения, необходимую для работы.
При изготовлении половичка используется полотняное переплетение, изделие получается без изнанки, то есть одинаковое с двух сторон. Готовое переплетение выглядит как длинная полоса с диагональным узором, если используются дранки разного цвета.
Чтобы из полосы сделать половичок нужного размера, её разрезают. Для того чтобы из-за разрезания полотно не распускалось, с двух сторон от предполагаемого разреза полотно прошивают иголкой вручную, чтобы закрепить плетение. Эти прошивки позднее уйдут под окантовку среза. Готовые отрезы плетёного полотна складываются длинными сторонами, подгоняются по узору, и полосы сшиваются через край. Короткие края сшитого плетёного полотна (готового половичка) окантовываются полоской ткани, укрепляющей концы готового полотна и завершающей работу. Готовый половичок можно положить на пол у кровати, у двери, прикрыть им сундук или постелить в любое место дома, где под ногами необходимо тепло. Или бросить в кути, где изношенная ткань будет легко впитывать пролившуюся воду, и половичок потом легко вывесить на забор для просушки.
Ширина дранок может меняться в зависимости от того, какую ткань используют: от 1-1,5 см до 2,5-3 см. Чем тоньше ткань, тем шире дранка. Чем больше полосок, тем шире готовая полоса для изготовления половичка. Количество полосок для плетения — чётное, само количество их не ограничено. Чтобы в процессе плетения получалась полоска одного цвета, дранок каждого цвета нужно брать по две. Если брать по одной полоске одного цвета, узор будет состоять не из полосок, а из «пуговичек». Классический узор состоит из косых полос через всё полотно, который получается сам, если не нарушать порядка переплетения дранок. Но узор можно придумать другой. Например, из «пуговичек», т. е. при использовании одной нити дранки вместо двух, в окружении контрастных по цвету. В виде «пуговок» на красно-зелёном коврике сделан бежевый цвет. По словам носителя технологии Надежды Михайловны Розмановой, можно и другие узоры использовать, их нужно пробовать делать. Количество дранок под конкретный узор может стать нечетным. Приведенный на эмблеме красно-зелёный половичок изготовлен из 36 полос, имеет 105 см в длину, 55 см в ширину. Примерно такого же размера другие половички.
Начинается работа со сшивания полосок друг с другом в ряд, по 2 полоски одного цвета рядом. Сшитые дранки можно прикрепить к полоске ткани или тесьме. Для облегчения начала работы сшитые концы полосок можно вложить в зажимы. Собиратель и популяризатор объекта Ольга Петровна Демещенко, чтобы облегчить начало работы и закрепить конструкцию, предложила навешивать дранки на спицу. При этом закреплении за середину дранки 2 полоски одного цвета получаются автоматически.
По словам Н.М. Розмановой, плетёный половичок толще тканого, плотнее и не сбивается под ногами. Кроме того, носители информации считают, что техника плетения менее трудоёмка, чем ткачество на кроснах, так как не требует дополнительного оборудования и дополнительных операций (например, снования нитяной основы половика-дорожки); в качестве сырья для плетения подходит «любая тряпка», не требующая особой подготовки, в отличие от материалов для ткачества.
Плетение иркинеевского половичка – практически забытый вид рукоделия. В с. Богучаны им владеют 3-4 человека. Несмотря на то, что данная техника проста и не требует специального оборудования (ткацкого стана), она не получила массового распространения: необходимы усидчивость, внимательность и большое количество времени. В ХХ веке технология передавалась естественным путём в быту. Собирателю О.П. Демещенко удалось проследить следующий путь передачи технологии: «В деревне Иркинеево такие половички плела одна мастерица — Скурихина Мария Леонидовна, 1907 года рождения. Умение держала в секрете, но готовые половички с удовольствием дарила односельчанам. Уракова Ульяна Степановна 1913 г. р., уроженка д. Пинчуги, после замужества жила в д. Иркинеево. Скурихина Мария Леонидовна подарила Ульяне Степановне половичок. Именно этот подарок мотивировал Ульяну Степановну изучить технику плетения. Умение передала дочери — Надежде Михайловне Розмановой. Владела технологией и жительница д. Пинчуга Черняева Александра Степановна, в Богучанах — Зайцева Софья (отчество не сохранилось)».
Ценность объекта заключается в сохранении древнего способа утилизации износившейся ткани без специального оборудования, а также ареальности распространения объекта внутри района и края. В других территориях края плетённых таким образом половиков собирателям и автору описания не встречалось. Образец, схема техники плетения, видео мастер-класса по плетению хранятся в Богучанском краеведческом музее.
Форма бытования на сегодняшний день — аутентичная.
Риск исчезновения велик, т. к. этой техникой плетения владеют 3-4 человека в селе Богучаны. Информация об использовании технологии в других селах района на сегодня отсутствует. Технология была известна в трёх населённых пунктах района, широкого распространения не получила. Повсеместно в районе половики ткались на кроснах. В отличие от конца XIX— начала ХХ века, сейчас много доступного материала, из которого можно плести половики, однако число желающих плести половики невелико, так как есть более быстрые способы изготовления, например, вязание тряпичных кружков крючком. На уменьшение активности бытования оказали влияние ускорение темпа жизни, изменение экономических условий и отсутствие готовности к ручной работе. Сегодня собиратели и носители информации рассматривают создание таких половичков не столько как утилизацию или вторичное использование ткани, как это было первоначально, сколько как творчество на досуге.
Более того, в ХХ веке долгое время домотканые половики у молодёжи считались признаком бедности и несовременности, в 70-90 гг. ХХ века фабричные вещи ценились выше, самодельные вещи стали малопрестижными, технология их изготовления была невостребованной и стала забываться. Кроме того, у людей, не ведущих традиционной образ жизни, просто нет свободного времени или желания заниматься изготовлением половиков, им проще купить готовое изделие, выполняющее необходимые функции. Сегодня темп жизни вырос и в деревне. В настоящее время интерес к ручной работе, рассматриваемой как творчество, стал расти, стало вероятным распространение технологии плетения половичка не только в Богучанах, но и в других местах края при условии интенсивного знакомства заинтересованного населения края с технологией работы именно как с творчеством на досуге, а не утилитарной деятельностью.
В связи с переходом технологии создания половика из утилитарной сферы в творческую риск исчезновения несколько уменьшается.
Служебная информация
1. Авторы описания:
1. Калинина Светлана Валентиновна, кандидат филологических наук, заведующая отделом народного творчества Краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центр народного творчества Красноярского края» (далее — ГЦНТ),
8 (391) 211-82-74, svet.kalin@mail.ru (составление описания)
2. Демещенко Ольга Петровна, методист музейно-образовательной деятельности Богучанского краеведческого музея им. Д.М. Андона, 8 (39162) 22-405, 28-066, bogmuzey@rambler.ru (обнаружение объекта, опрос носителей информации, фотосъёмка, выполнение схемы переплетения дранок, популяризация на мероприятиях).
3. Юданова Александра Сергеевна, сотрудник Богучанского краеведечского музея
им. Д.М. Андона (съемка видео)
2. История выявления и фиксации объекта:
В 2016 году половичок был передан жительницей с. Богучаны Н.М. Розмановой в Богучанский краеведческий музей как экспонат. С 2016 года половичок выставлен для обозрения посетителей и расположен на сундуке. О.П. Демещенко записывала информацию о половичке в 2016, 2018 годах, привлекала внимание к технологии создания половичка на мероприятиях.
3. Год, собиратели:
2016 — Демещенко Ольга Петровна;
2017 — Демещенко Ольга Петровна, Юданова Александра Сергеевна
4. Место фиксации: Красноярский край, Богучанский район, с. Богучаны
5. Место хранения: Богучанский краеведческий музей им. Д.М. Андона: Основной фонд 3504, ИК«Т» 537 — половичок; видеофонд музея — видеоматериалы о технологии создания;
фольклорный архив ГЦНТ: фото и видео, буклет о половичке.
7. Библиография:
1. Тауснева О. Золотые нити в старинном интерьере // Ангарская правда. 2017. 10 ноября.
2. Вот такой он — иркинеевский половичок // Информационный буклет к 337-летитю д. Иркинеево. Богучаны. 2017.
Иллюстративные материалы
Фото
01. Иркинеевский половичок. Эмблема. Снято в 2017 году. Фото О.П. Демещенко.
02. Иркинеевский половичок на сундуке в музейной экспозиции. Фото О.П. Демещенко.
03а, б, в, г, д. Иркинеевские половички Ольги Вениаминовны Лохматовой, дочери носителя технологии Н.М. Розмановой. Снято О. В. Лохматовой в марте 2018 года в с. Богучаны. Она их хозяйка, половички используются в быту.
04. Схема плетения слева направо. Схему выполнила О.П. Демещенко в 2017 году.
05. Начало работы. Сшитые полосы дранок, начато переплетение. Фото О.П. Демещенко.
06. Схема сшивания плетеных полос в полотно. Схему выполнила О.П. Демещенко в 2017 году.
07. Надежда Михаловна Розманова, изготовитель половичка, носитель технологии. Научилась технологии от своей матери, Ураковой Ульяны Степановны, обучает технологии желающих в с. Богучаны.
Видео
01. Об использовании табуретки и сшивании. На видео: беседуют Н.М. Розманова и
О.П. Демещенко. Снято сотрудницей Богучанского музея Александрой Сергеевной Юдановой в 2017 году.
02. О материалах и технологии переплетения. На видео: беседуют Н.М. Розманова и
О.П. Демещенко. Снято сотрудницей Богучанского музея Александрой Сергеевной Юдановой в 2017 году.
03. О начале плетения. На видео: беседуют Н.М. Розманова и О.П. Демещенко. Снято сотрудницей Богучанского музея Александрой Сергеевной Юдановой в 2017 году.