Хэлми
1. Наименование объекта
Технология изготовления детали эвенкийского мужского костюма — нагрудника хэлми в п. Тура Эвенкийского района Красноярского края
2. Краткое название объекта
хэлми
3. Краткое описание
Хэлми — нагрудник — неотъемлемая часть традиционного эвенкийского мужского костюма. Хэлми представляет собой полосу трапециевидной формы, слегка расширяющейся книзу, длиной чуть выше колен. Крепится тесёмками на шее, пришитыми на верхних углах и у пояса. Зимой нагрудник служил защитой груди, живота и паха от мороза и ветра. Зимние нагрудники изготавливали из камуса оленя, ровдуги (сыромятной кожи) и сукна, украшая меховой мозаикой из геометрических фигур, к внутренней стороне пришивались пластины меха. Летние шились из ровдуги. Эвенкийский мужской нагрудник, вышедший из постоянного употребления в недавнем прошлом (всего 40-50 лет назад), изыскан по цвету и ритмическому членению.
4. Фотография для обложки проекта
01 хэлми эмблема
5. ОНКН Категория
IV. Традиционные технологии.
5. Изготовление традиционной одежды, обуви, аксессуаров
6. Этническая принадлежность
эвенки
7. Конфессиональная принадлежность
православные
8. Язык
эвенкийский
9. Регион
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п. Тура
10. Ключевые слова
Красноярский край, Эвенкия, п. Тура, традиционная одежда, эвенки, нагрудник, хэлми
11. Полное описание объекта
Эвенки ‑ кочевой народ, главным промыслом которого была охота в зимний сезон. Одежда эвенков делилась на зимнюю и демисезонную, а также рабочую, обрядовую, ритуальную. Рабочую особо не украшали, в отличие от обрядовой, которая обычно была богато убрана и дополнена бисером. С охотой связан распашной кафтан (зипун) с нагрудником, который был приспособлен к длительному пешему передвижению, с частым преследованием зверя, удобен и для верховой езды на оленях. В холодное время нагрудник защищал от мороза и пронизывающего ветра, в теплое время служил украшением. Одежда надевалась на голое тело.
Неотъемлемой частью эвенкийского костюма является одна из важных деталей одежды — нагрудник, по-эвенкийски «хэлми», закрывающий грудь, живот и пах. Нагрудник надевался под зипун (кафтан), являющийся распашной наплечной одеждой, полы которого не сходились на груди. Нагрудники носили и дети, и взрослые.
Мужской нагрудник представляет собой полосу трапециевидной формы, слегка расширяющуюся книзу, длиной чуть выше колен. Крепится нагрудник с помощью тесёмок, пришитых на его верхних углах и у пояса – их завязывали сзади на шее и на талии. Зимой носили нагрудник из камуса оленя, летом – из ровдуги.
Зимние нагрудники изготавливали из камуса оленя, ровдуги, сукна и украшали меховой мозаикой из геометрических фигур, к изнаночной стороне нагрудника пришивали пластины из меха белки, зайца, соболя, ондатры и т. д.
Знаменитый путешественник первой половины XIX века А.Ф. Миддендорф писал: «…когда хозяин…. снимал меховую верхнюю шубу, то под ней обнаруживалась необычайно нарядная одежда. Это был короткий, плотно облегающий грудь, плечи и спину кафтан из оленьей замши — ровдуги… Его дополняли расшитый бисером нагрудник, закреплённый вокруг шеи на ровдужных ремешках и свисающий широким треугольником на грудь и живот, высокие … унты бакари». (Цит. по: Сафьянникова Т.М. Радуга красок сонкана. Красноярск, 2005. С. 118 )
Среднюю часть нагрудника расчленяли как бы на отдельные «окошки», окаймлённые тканевыми аппликациями и бисерными каёмками. Обычно в центре помещали выполненную декоративным швом или из бисера крестообразную, чрезвычайно характерную для эвенкийского орнамента фигуру: условное изображение плывущей птицы гагары. Силуэт гагары у эвенков встречается в украшениях нагрудников, обуви, сумок. Гагара для эвенков — священная птица, по преданию, она создала землю – Средний мир — и была главным духом-помощником в путешествиях шамана между Верхним, Средним и Нижним мирами.
Нижний край хэлми обшивали бахромой из длинной шерсти, особенно ценилась шкура снежного барана. Хэлми мог украшаться аппликацией цветной тканью по коже из различных по цвету и ширине полосок ткани, украшенных бисером. Мастерицы умело подбирали сочетание любых цветов бисера, гармонирующее с основным фоном изделия. Основной цвет фона был бежевый, охристый жёлтый и красно-коричневый различной насыщенности. Орнаменту на одежде приписывалась сакральная сила, придающая владельцу вещи уверенность и неуязвимость, силу и мужество.
Одежду шили только женщины, они обучали девочек и девушек своему ремеслу. Обучение девочек протекало неназойливо, в процессе работы женщины привлекали девочек к своим делам. В традиции эвенков существовал неписаный закон: мать не имела права умереть, не научив свою дочь искусству шить. Одежда шилась на каждого индивидуально и не переходила от отца к сыну. Мастерицы оценивали свою работу по целесообразности, необходимости и практичности вещей в реальной жизни. Эвенкийские мастерицы кроили шкуру и ровдугу ножом на доске, без выкроек. При шитье мехового орнамента к вещи вначале пришивали полосу или мелкие кусочки, а потом на доске отрезали лишние части. Сшивали шкуру и ровдугу через край сухожильными нитками. При шитье обуви и одежды, чтобы не проникала влага, в швы подкладывали жгутики из подшейной шерсти оленя. Широко распространён у эвенков орнамент, состоящий из зонально расположенных полос, причем исполняется он различными техниками из различных материалов: росписью красками, вышивкой оленьим волосом, креплением к коже цветной ткани, вышивкой бисером, полосами светлого и темного меха различной ширины.
Одним из распространённых и древних способов украшения эвенкийской одежды является меховая мозаика. Эффект мозаики достигался не только чередованием узких и широких полос тёмного и светлого меха, но и способами их крепления. Так, эвенки использовали ступенчатое наложение полос разнооттеночным волосяным покровом, то есть каждая полоска пришивается к предыдущей с изнанки посередине вдоль, а свободный край частично закрывает нижнюю полосу. Как правило, ворс подрезается по кромке кожи, таким образом подчеркивая графичность орнамента. Одной из составляющих подобного орнамента могла быть полоска из мелких квадратиков, зубчики которых не крепились и четко разделяли тональность меха, или же, наоборот, каждый зубец пришивался к очередной полоске стежками жильных ниток, и тогда менялся характер орнаментального мотива. Декоративные отделки из меха могли включать в себя полосы с косым направлением ворса, который не срезался, что обеспечивало вхождение одного тона в другой. Часто вся композиция заканчивалась различными выпушками, кисточками рыжего меха, который ложился на роскошные длинные пряди белого козьего меха. На старинной одежде северян нашит непрозрачный бисер, различный по размерам, многоцветный: жёлтый, зеленый, красный, черный и белый. Эвенки очень скупо использовали бисер для украшения старинной ровдужной одежды, каждую бисеринку прикрепляли ниткой в отдельности, как крохотный драгоценный камешек. Тем не менее мужской нагрудник расшивали бисером. Главное в вышивке нагрудника — ритм, т. е. правильное чередование одинаковых по размеру бисеринок, групп бисеринок и одинаковых промежутков между ними. Так, например, вокруг центральной части нагрудника или вокруг центральных «окошек», в которых выкладывали белым бисером на синем фоне условные изображения гагар, окаймляющие бисеринки располагали по две в ряд с промежутком между каждыми двумя в одну бисеринку. Эвенкийские мастерицы очень любили этот ритмический ход: 2-1-2-1-2-1 и т. д. Обычно его повторяли, варьируя цвета.
На территории Эвенкии традиционный эвенкийский нагрудник дольше всего сохранял свои старинные формы и был в обиходе эвенков в первой половине ХХ века. Сегодня он вышел из массового использования, поскольку существовал как необходимый элемент традиционного эвенкийского костюма, также вышедшего из активного употребления. Поэтому увидеть хэлми во всей красе можно только на образцах, собранных в XIX – начале XX веков и хранящихся в коллекциях этнографических музеев. Сейчас хэлми существует в основном в эвенкийском сценическом костюме и используется во время национальных этнических праздников, в том числе как средство самоидентификации эвенков. Бытование хэлми можно рассматривать сегодня как сценическое и возвращённое в традиционную среду.
Костюм с нагрудником ежегодно представляется публике во время районного праздника Мучун (эвенкийский Новый год), хранится и предъявляется публике в краеведческом музее. С целью популяризации информации о хэлми была проведена презентация книги С.Г. Салаткина «Эвенкийский сценический костюм» на ряде мероприятий: Фестиваль этнической моды, г. Улан-Удэ (2018); Международный фестиваль этнической музыки и ремёсел «МИР Сибири. Зима», г. Красноярск (2019) и др.
В первой половине ХХ века эвенки постепенно стали переходить на оседлый образ жизни, появились орнаментированные ткани, фабричная одежда, необходимость в национальной одежде отпала. Однако современные культурные процессы, рост национального самосознания дают основание полагать, что знание и умение изготавливать нагрудники не исчезнет в результате исчезновения практической надобности этого элемента одежды.
Одежда эвенков на первый взгляд кажется простой, но за этой простотой скрыта выработанная тысячелетняя технология кроя, шитья и обработки материалов. Костюм эвенков идеально вписывается в среду их обитания. Он экологически чист, максимально выполняет функцию надёжной защиты от экстремальных условий внешней среды.
Такого элемента, как нагрудник, нет в традиционном костюме ни у одного другого северного народа.
Служебная информация
1. Авторы описания:
1. Асмирассе Роза Васильевна, Эвенкийский районный центр народного творчества, заведующая сектором ДПИ, cnt_dpi@tura.evenkya.ru, тел. 8 (39170) 31768
2. Калинина Светлана Валентиновна, кандидат филологических наук, Государственный центр народного творчества Красноярского края, завотделом народного творчества, svet.kalin@mail.ru, тел. 8 (391) 211-82-74 (консультант, редактор)
2. История выявления и фиксации объекта:
В инвентарной книге основного фонда экспонатов Краеведческого музея п. Тура запись о поступлении хэлми датирована 1924 годом.
Упоминания об объекте найдены в книге Г.М. Василевича, вышедшей в 1969 году. Выходившая позднее литература упоминает о существовании объекта, не углубляясь в историю обнаружения.
Объект описан Р.В. Асмирассе в рамках работы по составлению описаний для электронного каталога объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации в течение 2017—2019 гг.
7. Библиография:
- Василевич Г.М.Эвенки. Историко–этнографические очерки XVIII – начала XX в» — Л.: Наука, 1969.
- Карапетова И.А. Традиционные промыслы и ремесла малочисленных народов Севера. Учебное пособие для учащихся 9-11 классов.- СПб., 2004.
- Курейская Е.А. Овур. Эвенкийские предметы, приспособления и материалы для шитья. Изд.: ООО «Версия».
- Монахова З.В. Урикит инин (Жизнь стойбища). Учебное пособие. — Красноярск: Сибирский промысел, 2002.
- Мухачев А.Д., Салаткин В.Г. Экологический календарь эвенков. — Красноярск: «Буква», 2007.
- Салаткин С.Г. Эвенкийский сценический костюм: Пособие для руководителей фольклорных коллективов художественной самодеятельности / Сергей Салаткин; Центр народного творчества МБУК «ЭРКДЦ» ЭМР. – Красноярск, 2018.
- Сафьянникова Т.М. Орнаменты и украшения эвенков.Красноярск,
- Художественная обработка меха и кожи у народностей Крайнего Северо-Востока. — ОАО «МАОБТИ» 2004. С. 348-349.
- Щапова Д.А., АмелькинА.Г. Материальная культура эвенков в иллюстрациях. — СПб., 2008.
- Информация о показах костюма с хэлми: krasrab.ru/news/society/1712
Иллюстративные материалы
Фото
01 Хэлми. Из кн: Орнаменты и украшения эвенков. Красноярск, 2007. С. 85. Иллюстрация С.Г. Салаткина. Эмблема
02 Эвенкийский мужской нагрудник. // Тропою северных оленей: декоративно – прикладное искусство Крайнего Севера. — Л., 1974. Иллюстрации. Стр. 7
03 Тунгусский фрак с нагрудником. // Сафьянникова Т.М. Орнаменты и украшения эвенков. Красноярск, 2007. С. 88. Иллюстрация С.Г. Салаткина
04 Кафтан из сукна, нагрудник из ровдуги, декоративный узор. // «Северные просторы», — 2003. — № 3-4
05 Кафтан и нагрудник праздничный (нижние полы, отороченные козьим мехом, декоративный узор. // «Северные просторы» — 2003. — № 3-4
06 Фото мужского и женского ровдужных нагрудников, хранящихся в Краеведческом музее п. Тура. Вид спереди и сзади. Музейный номер — ЭКМ ОС 98. Фото сделано в 2019 году Р.В. Ассмирассе
07 Декоративная отделка хэлми. //«Северные просторы». — 2003. — № 3-4. — С. 63.
08 Фрагмент меховой мозаики. // «Северные просторы», 2003 г, № 3-4. Рис. 18
09 Фрагмент нагрудника. Меховая мозаика, шитье бисером. // «Северные просторы» 2003 г. № 3-4. Рис. 15
10 Фрагмент отделки – роспись по коже, аппликация тканью, шитье бисером и подшейным волосом. // Журнал «Северные просторы» № 3-4. — 2003. Рис. 6,7,8