Танец «Топор»


Танец «Топор» в исполнении фольклорного коллектива «Родники народные» (1981 г.).

Танец «Топор» из с. Успенка Абанского района Красноярского края

Наименование объекта

Танец «Топор» в селе Успенка Абанского района Красноярского края

Описание объекта

Танец «Топор» был привезён в Абанский район, предположительно, в конце XVIII века переселенцами из д. Ковшевичи Хотенчинской волости Виленской губернии, обосновавшимися в апреле 1899 года на участке Чёрное Озеро Устьянской волости Канского уезда Енисейской губернии (ныне село Успенка Абанского района) (Архивная справка архивного отдела администрации Красноярского края от 16 августа 2006 года за № 714011 о списке ходоков, зачисливших земельные доли на участке Чёрное озеро Устьянской волости Канского уезда Енисейской губернии).

В белорусской народной хореографической культуре существовал похожий танец, имевший несколько вариантов. Однако полностью ни один из вариантов не совпадает: исходное положение рук разное, рисунок танца немного другой: и круговое движение тройками на первой половине, и сама фигура с подныриваниями не совпадает: руки находятся в другой позиции, что делает движение при поднырива- нии в воротики другим. Таким образом, танец

«Топор», известный в Абанском районе Красноярского края, может быть рассмотрен как вариант белорусского «Траяка», а может – как самостоятельный, типологически сходный танец. Тем не менее, «Топор» – проявление локальной традиции c. Успенка Абанского района, территории смешанных поселенческих традиций. В других районах края танец не зафиксирован.

Танец «Топор» исполняется движущимися по кругу кадрильным шагом тройками (юноша в центре) с соединёнными особенным образом руками, которые не разъединяются в течение всего танца.

Музыкальный размер 2/4. В Успенке танец чаще всего исполнялся под наигрыш «Подгорная».

Исходная позиция ног шестая. Исходная позиция рук: руки юноши опущены вниз и разведены в стороны ладонями от себя. Ладонь правой руки первой девушки лежит в ладони парня, левая рука опущена вниз и соединена с правой рукой второй девушки. Соединённые руки девушек лежат поверх рук парня. Ладонь левой руки второй девушки лежит в ладони левой руки парня.

Пройдя половину музыкального сопровождения по кругу, танцующие поднимают руки вверх и все поочерёдно совершают подныривания под сомкнутыми вверху руками (воротиками), не размыкая рук. Сначала девушки образуют «воротики», поднимая сцепленные перед парнем руки вверх. Парень проходит в них, разворачиваясь под своей правой рукой, и становится лицом к девушкам. Далее первая девушка и парень образуют «воротики». Вторая девушка проходит в них и становится с правой стороны от первой девушки. Затем парень и вторая девушка образуют «воротики». Первая девушка проходит в них и становится лицом к партнёрам. В заключение девушки образуют «воротики». Парень «ныряет» в них и, разворачиваясь, возвращается в исходное положение. Далее проходка и исполнение фигуры могут повторяться необходимое количество раз.

Зрителю, который наблюдает за танцем, кажется, что из созданной танцорами путаницы они не смогут выбраться, не разомкнув рук, но с завершением фигуры танцующие стоят в исходной позиции и продолжают двигаться по кругу.

До 2000-х годов танец бытовал в естественной среде, в настоящее время бытует на территории Абанского района в сценической форме в репертуаре детского образцового фольклорного ансамбля «Звонница» Абанской детской музыкальной школы, фольклорного коллектива

«Родники народные» Успенского сельского Дома культуры. Его также исполняют фольклорная студия «Завалинка» (ЗАТО г. Железногорск) и фольклорный ансамбль «Живая стáрина» (г. Красноярск). На сегодняшний день бытование танца полностью сценическое.

По словам жительницы c. Успенка Зинаиды Михайловны Сичковой, «Топор», как и все народные танцы, исполнялся как на улице, так и в помещении в кругу своих же односельчан на больших праздниках, гуляньях, вечёрках, свадьбах под балалайку (экспедиционные записи ансамбля

«Звонница», информатор Максимович (Морис) Надежда Тимофеевна, 1933 г.р. (родилась в д. Безуралье; бабушка полячка, родители отца белорусы; записала в 2017 г. в Успенке Л. Сенченко)).

Риск исчезновения связан с изменением социальной среды, традиции бытового танца. Использование танца в сценическом варианте уменьшает риск исчезновения, но не исключает его совсем. Данный объект нематериального культурного наследия ценен своей уникальностью, исторически узкой локальностью распространения, возможностью рассмотреть его при кросскультурном анализе или как объект русско-белорусского культурного пограничья.

Авторы описания

Калинина Светлана Валентиновна, кандидат филологических наук, заведующая отделом народного творчества Краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центр народного творчества Красноярского края (ГЦНТ) (составление описания); Шилова Нина Васильевна, художественный руководитель муниципального бюджетного учреждения культуры «Абанская межпоселенческая клубная система» (обнаружение объекта, организация презентаций танца и съёмки, консультирование, уточнение        появляющихся вопросов, популяризация объекта).

Место хранения

Видеоархив ГЦНТ;

Личный архив И.Н. Горева.

История выявления и фиксации

Впервые танец «Топор» был показан в 1981 году К.М. Скопцову, который отбирал материал для телепередачи красноярского телевидения «Родники народные». В 2001 году танец был записан во время фольклорной экспедиции Н.В. Шиловой и С.М. Смоляровым от Сичковой Зинаиды Михайловны (1928 г.р.) и вошёл в курсовую работу Н.В. Шиловой «Работа балетмейстера по созданию хореографического произведения на фольклорном материале» (2006).

В этом же году И.Н. Горев (руководитель фольклорного ансамбля «Живая стáрина», г. Красноярск) на семинаре в Абанском районе сделал видеозапись танца («Бытовые танцы и кадрили Красноярского края» (2004 г.)). Бывшая участница ансамбля «Живая стáрина», ныне педагог колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича, З.В. Ендржеевская знакомит с танцем студентов.

С 2004 года «Топор» исполняет фольклорная студия «Завалинка» (ЗАТО г. Железногорск, средняя школа № 90, рук. Е.В. Попкова), с 2008 года танец включён в репертуар ансамбля «Звонница» (рук. С.Н. Фураева, Абанская ДШИ), который активно демонстрирует танец на мероприятиях различного уровня.

Библиография

Ендржеевская З.В. Освоение традиционного танца в фольклорном коллективе: методическое пособие. Красноярск. 2018. С. 52–53.

Чурко Ю.М. Траян // Этнография Белоруссии: энциклопедия. Мн. 1989. 575 с.

Поэтапный разбор фигуры танца «Топор»

Танец «Топор» в исполнении фольклорного ансамбля «Звонница» Абанской ДШИ

Танец «Топор» 2001 Абан, с носителями танца.