Кумалан


03 кумалан, меховая мозаика из камуса оленя
05. кумалан
  1. Название объекта

Технология  пошива  и традиции  использования  традиционного эвенкийского коврика — кумалана в   посёлках Тура и Байкит Эвенкийского муниципального района  Красноярского края

  • Категория объекта

 IV. Традиционные технологии / техники

Технологии традиционных ремесел

  • Этническая принадлежность

Эвенки 

  • Язык

Русский, эвенкийский

  • Конфессиональная принадлежность

Православные

  • Места бытования

Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п. Тура, п. Байкит

  • Описание объекта (развернутое)

Кумалан — (вин. кумаланмэ) в переводе с эвенкийского языка означает: 1. Коврик; 2. Покрышка на вьюке (из шкуры с головы оленя, лося). Первоначально назначение коврика было исключительно практическим.  Условный «предок» кумалана был подстилкой, которая прокладывалась между спиной ездового оленя и седлом, чтобы уберечь хребет животного от пагубного воздействия деревянного седла (которое тоже обшивалось оленьим мехом). Из-за этого первые кумаланы имели специфическую форму, напоминающую бант, бабочку. Коврики сужались по центральной поперечной оси и, расширяясь, скруглялись в местах, где должны быть углы. Размер изделий диктовался материалом.

Первые кумаланы шили из «лобаша» – шкурки с оленьей головы (эвенк. мета),а также из «камуса» – шкуры с голени оленя.  При этом отверстия от рогов, глаз, ноздрей заделывали черным или белым камусом, вставками из сукна, ровдуги, украшали бисером.  Коврики были относительно небольших размеров, длиной около одного метра и шились из двух шкурок, которые располагались зеркально и симметрично друг другу. Между ними помещалась прямоугольная орнаментированная вставка из камуса. По периметру кумалана пришивалась оторочка из камуса, как правило, белого цвета.

С потерей функциональности менялась не только форма, но и смысл предмета. Кумалан постепенно приобрёл статусное значение, им стали покрывать вьюки (см. фото 2-3), а также использовать в чуме как коврики-подстилки.

Кумалан всегда считался мерилом достатка и благополучия семьи. Большие кумаланы расстилались в передней части чума для гостей, самые красивые передавались девушкам и были важной частью приданого. Особая форма кумаланов обусловлена их изначальным предназначением.  Они часто имеют не только традиционную форму в виде овала или восьмерки, но и форму круга. Круглые кумаланы ассоциируют с солнцем и небом, поэтому так часто они напоминают звёздное небо.

Шьются кумаланы в технике меховой мозаики и украшаются иногда изображениями солнца, луны и звёзд. Они декорируются широкой ровдужной каймой, придающей им нарядность и декоративность; украшаются геометрическим, растительным орнаментом из кожи или вышивкой бисером.

Существует несколько классификаций кумаланов. По функциональности коврики делятся на бытовые, праздничные, ритуальные и культовые. Бытовые кумаланы использовались в хозяйственных целях для домашнего использования, при оленной транспортировке груза и поклажи во вьюках и на нартах. Коврики подкладывались под седло для удобства езды на олене или в качестве покрышек на вьючные сумки-потакуи для лучшей перевозки поклажи. Также кумаланы использовались в качестве подстилки при устройстве походной постели.

Праздничные кумаланы использовались в праздничных или семейных обрядах, дарились молодым во время свадьбы и т. д. Ритуальные кумаланы использовались одним человеком для проведения определенного ритуала, например, готовились специальные коврики для захоронения. Культовые, или шаманские, кумаланы, использовались шаманом при выполнении обряда в присутствии сородичей. Такие  кумаланы применялись во время камланий как коврик для сидения шамана, а также вешались на шаманские столбики  для исполнения особых действий.

В настоящее время старинных кумаланов сохранилось немного. В Эвенкии центров или мастериц, которые шьют изделие на дому, осталось совсем мало.

  • Предметы, связанные с объектом

Инструменты для выделки шкур, камуса

Основные инструменты для выделки шкур, камуса: 

у – заточенный по наружному краю, слегка изогнутый петлеобразный скребок, насаженный (вставленный основанием) в деревянную рукоятку;

кэдэрэ – зубчатая кожемялка со слегка изогнутой в виде лука деревянной палкой с двумя ручками с вставленной в нее по всей длине с вогнутой стороны зубчатой пластиной;

чучун – простая или зубчатая кожемялка в виде диска на деревянной рукоятке (плоский кружок с зубчиками по краю, вставленный основанием в рукоятку).

Рабочие детали этих инструментов изготавливались из металлов, а рукоятки из дерева или кости.

9. Техники/Технологии, связанные с объектом

Техника выделки камуса

Оленью шкуру сразу после свежевания очищали от жира, растягивали и сушили несколько дней; мелкие шкуры – с ног и головы – сушили на палочках – распялках. Затем, сидя на земле с одной вытянутой ногой, под которую была подвернута шкура, и держа двумя руками скребок «у», движениями по направлению к себе скоблили (очищали) мездру, постепенно передвигая шкуру. Потом шкуру промазывали смазкой из сырой рыбьей печени или покрывали мокрой трухой, складывали мездрой внутрь и оставляли дня на два, после чего опять скоблили скребкомчучун.

После этой обработки шкуру дымили для прочности и водонепроницаемости. для этого возводили специальный чум, внутри с треногой из жердей (нуливун), под которой разводили костер-дымокур, иногда костер заменяли пустотелой широкой чуркой из хвойного дерева с дымокуром внутри. При этом следили, чтобы огонь не разгорелся. Если шкур было мало, их могли подвесить вверху жилого чума, у дымового отверстия, и они постепенно, между делом, коптились до необходимой кондиции. Некоторые эвенки дымили шкуру после разминания. Разминали мялкой «кэдэрэ».Если при первых обработках шкуры движения были прямыми, вдоль вытянутой ноги, то при разминании движения были круговыми: вытянутой правой рукой начиная от уровня левого плеча в направлении правого бока делали круговые движение, сгибая правую руку в локте и подводя ее к правому боку. Левой рукой только придерживали левую ручку. Некоторые мастерицы, чтобы убрать остатки жира при разминании, посыпали шкуру трухой, а в отдельных местах втирали смолу. От длительности копчения зависела непромокаемость шкуры, так как смолистые вещества от коптильного дыма постепенно проникали вглубь шкуры, делая ее в дальнейшем непромокаемой.

Технология пошива кумалана

Круглый коврик, изображающий солнце, состоит из ровных геометрических фигур. Материалом для кумалана служит выделанный камус (шкура с голени оленя). Для того чтобы составить мозаичный коврик, необходимо приготовить выкройки деталей из плотной бумаги или клеенки. Эту работу выполняют поэтапно.

Первый этап – изготовление выкройки деталей центра коврика (размеры по усмотрению мастерицы). Для этого лист бумаги складываем вдвое. Найдем центр листа – сложим лист вчетверо. Затем четвертую часть сгибаем пополам. Полученная восьмая доля будет деталью центральной части кумалана.

Второй этап – раскрой деталей из камуса для центральной части коврика (8 штук). Кладем черный камус на кроильную доску. Укладываем на него выкройку так, чтобы ворс лежал по направлению от центра, обводим выкройку карандашом по контуру. Таким же образом выкраиваем еще 4 белых детали из камуса. Берем острый нож, на весу подрезаем камус по контуру, не подрезая ворса.

Третий этап – соединяем контрастные цвета поочередно швом через край. Стежки должны быть мелкими и аккуратными. Для пошива сейчас используют капроновые нитки, исторически пользовались нитками из жил (сива). Чтобы капроновые нитки не скручивались, их смазывают воском или гудроном.

Четвертый этап – при необходимости в промежутках между треугольниками вставим треугольники нужного размера. Затем опушим получившуюся заготовку мехом с мелким ворсом.

Пятый этап – для раскройки деталей второго ряда коврика можно использовать камус одного цвета – серый или белый. Выкройка деталей этого ряда будет представлять сегмент полосы, проходящей по кругу. Детали пришиваем к краю центральной части кумалана. Получается круглый коврик.

Шестой этап – опушение коврика по периметру белым или черным мехом собаки, росомахи, лисы, волка.

10. Способы и формы передачи традиции

Выделка шкур и последующее выкраивание деталей кумалана всегда были трудоёмким процессом, которым занимались женщины. Они с детства обучали ему своих дочерей, неназойливо привлекая их к своим делам. Девочки и девушки учились у старших, перенимали их приемы кройки и подбора материала, а также выделки шкур и камусов. У молодых мастериц фантазия была богаче, чем у старших женщин, что помогало им красочно оформлять свои изделия. Таким образом традиции сохранялись и развивались.

02.Кумалан, из сохатинных лбов
04.Декоративный коврик- кумалан.

Справочная информация

11. История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.)

Кумалан зафиксирован в ХХ веке разными исследователями, в т.ч. Г.М. Василевич, которая упоминает о них в монографии «Эвенки» в середине ХХ века.

Образцы кумаланов хранятся в музеях. В Эвенкийский краеведческий музей (п. Тура) приняты кумаланы: в 1956 г. – под инв. № 88,89, в 1978 г. — инв. № 748, из п. Эконда, в 1994 г. под инв. № 2089  из п. Суринда и др. О ковриках и их создании рассказывает и популярная литература о национальном эвенкийском декоративно-прикладном творчестве.

12. Источники информации:

— архивы

1. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Эвенкийский краеведческий музей» Эвенкийского муниципального района Красноярского края ГОСКАТАЛОГ. РФ

2. Фольклорный архив Центра народного творчестваМуниципального бюджетного учреждения культуры «Эвенкийский районный культурно – досуговый центр»: папка «Фольклор», файл № 6.

— библиография

  1. Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII — начало XX в.) Л., Наука,1969. С. 100-101.
    1. Словарь эвенкийско-русский и русско-эвенкийский: пособие для учащихся начальной школы. Л., Просвещение, 1983. С.53.
    1. Выделка шкур//Северные просторы. — 1991. — № 42 (июнь). — С.33.
    1. Монахова З.В.  Жизнь стойбища. Учебное пособие. Красноярск. Сибирский промысел, 2002. С.70
    1. Сафьянникова Т.М.. Радуга красок сонкана. Красноярск, Сибирские помыслы, 2006. С. 128-130.
    1. Курейская Е.А. ОВУР: Эвенкийские предметы, приспособления и материалы для шитья. Тура, Версия, 2014. С.10.

13. Современное состояние объекта

Кумаланы сегодня находятся как в личном пользовании, так и в учреждениях культуры: музеях и Центре народного творчества. Мастерицы шьют кумаланы в основном для выставок, как представительские подарки и на заказ, с целью заработка. В Эвенкии учреждений или мастериц, которые шьют изделие на дому, осталось мало. С исчезновением кочевой жизни и домашнего оленеводства пропадает необходимость и потребность использовать коврики-кумаланы в быту как утилитарные предметы. Кроме того, нет в достаточном количестве сырья: меха, камуса, шкурок-лобашей. Вместе с тем можно наблюдать устойчивый рост интереса к традиционной культуре эвенков и национальному самоопределению, следовательно, есть надежда, что секреты изготовления кумаланов не исчезнут.

Кумалан в экспозиции В чуме

14. Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры

В фонде Центра народного творчества хранятся в достаточном количестве кумаланы старинной и современной работы, которые используются в постоянной экспозиции и в рамках мероприятий при оформлении интерьеров, зон для фотографирования, в сценографии. Кумаланы всегда присутствуют в оформлении семейных родовых чумов на ежегодном празднике Мучун (начало Года по эвенкийскому календарю).

15. Авторы/Составители

1. Автор описания:

1. Ассмирассе Роза Васильевна, заведующая сектором ДПИ Центра народного творчества Муниципального бюджетного учреждения культуры «Эвенкийский районный культурно-досуговый центр», cnt_dpi@tura.evenkya.ru. (составление описания)

2. Кузьмина Ксения Юрьевна, руководитель фото-студии  Центра народного творчества Муниципального бюджетного учреждения культуры «Эвенкийский районный культурно-досуговый центр», kuzminaky@tura.evenkya.ru (фотосъемка)

3. Ботулу Марина Андреевна, мастерица сувенирной мастерской «Чиктыкэн» Центра народного творчестваМуниципального бюджетного учреждения культуры «Эвенкийский районный культурно – досуговый центр» (пошив эвенкийского коврика на видео)

4. Солоницын Александр Алексеевич, главный редактор «Аяко ТВ» СМИ (съемка видео)

16. Дата публикации 2013 г. – Ассмирассе Роза Васильевна

17. Дата обновления 2021г. — Ассмирассе Роза Васильевна,  Ботулу Марина Андреевна

18.Сведения, сопровождающие аудио-, видео — и фотоматериалы:

Описание изображений – фото

по нумерации

1. Экспозиция Чума с использованием кумаланов.

Зал Этнографии, Эвенкийского краеведческого музея п. Тура.

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г.

2. Кумалан, из оленьего камуса,  отделка белым камусом, и вышивка в центре бисером, размер 126*63см.

Работа Каянович Марии Алексеевны, 1930г.р. п. Суринда.

Эвенкийский краеведческий музей. Основной фонд: Номер по КП (ГИК): ЭКМ оф 2089, Номер в Госкаталоге – 19089132

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура Снято 4 октября 2021г.

3. Кумалан (№2) с изнаночной стороны, размер 126*63см.

Работа Каянович Марии Алексеевны, 1930г.р. п. Суринда.

Эвенкийский краеведческий музей. Основной фонд: Номер по КП (ГИК): ЭКМ оф 2089

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г.

4. Коврик «кумалан», из лосинных лбов, размер 126*63 см.

Эвенкийский краеведческий музей. Основной фонд:  Номер по КП (ГИК): ЭКМ оф 89, Номер в Госкаталоге – 13951326

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура.Снято 4 октября 2021г.

5. Коврик «кумалан» из лосинных лбов с изнаночной стороны, размер 126*63 см.

Эвенкийский краеведческий музей. Основной фонд:  Номер по КП (ГИК): ЭКМ оф 89

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г.

6. Кумалан, из сохатинных лбов, отделка по краям оленьей шкурой,  размер 113*56 см.

Работа прикладницы из п. Эконда, Потэ Марии Григорьевны, год создания 1977

Эвенкийский краеведческий музей. Основной фонд: Номер по КП (ГИК): ЭКМ оф 748, Номер в Госкаталоге – 25218940

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г.

7. Кумалан (номер 6) с изнаночной стороны  из сохатинных лбов, размер 113*56 см.

Работа прикладницы из п. Эконда, Потэ Марии Григорьевны, год создания 1977

Эвенкийский краеведческий музей. Основной фонд: Номер по КП (ГИК): ЭКМ оф 748

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г.

8. Кумалан из камуса оленя, меховая отделка, размер 98*42см.

Эвенкийский краеведческий музей. Основной фонд: Номер по КП (ГИК): ЭКМ оф 442, Номер в Госкаталоге – 14756511

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г.

9. Кумалан (номер 8) из камуса оленя с изнаночной стороны, размер 98*42см.

Эвенкийский краеведческий музей, п. Тура. Основной фонд: Номер по КП (ГИК): ЭКМ оф 442

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г.

10.  Кумалан (номер 8) из камуса оленя с изнаночной стороны, инвентарный номер.

Эвенкийский краеведческий музей. Основной фонд: Номер по КП (ГИК): ЭКМ оф 442

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г.

11. Журнал поступлений экспонатов. Поступление кумалана Номер по КП (ГИК): ЭКМ оф 89

 Эвенкийский краеведческий музей, п. Тура.

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура.Снято 4 октября 2021г.

12. Журнал поступлений экспонатов. Поступление кумалана Номер по КП (ГИК): ЭКМ оф 748

Эвенкийский краеведческий музей, п. Тура.

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г.

13. Журнал поступлений экспонатов. Эвенкийский краеведческий музей, п. Тура.

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г.

14. Журнал поступлений экспонатов. Поступление кумалана Номер по КП (ГИК): ЭКМ оф 2089

Эвенкийский краеведческий музей, п. Тура.

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г.

15. Кумалан круглый, из камуса оленя, с меховой опушкой,  диаметр 58 см

Работа Мунгалова С., год создания 1978

Центр народного творчества, п. Тура, Основной фонд № 012

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г.

16. Круглый кумалан, с бисерной вышивкой в центре «Голубь мира», диаметр 38.

Работа Путугир Д.В., год создания 1976

Центр народного творчества, п. Тура, Основной фонд № 019

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г.

17. Квадратный кумалан, с бисерной вышивкой СССР, размер 58*58 см

Центр народного творчества, п. Тура, Основной фонд № 089

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г.

18. Маленький круглый кумалан, диаметр 38 см.

Центр народного творчества, п. Тура, Основной фонд № 089

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г.

19. Кумалан из камуса оленя, с большой бисерной вышивкой в центре,  диаметр 66

Работа мастерицы Центровой Н.М., 1999г

Центр народного творчества, п. Тура, Основной фонд  № 013

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г

20. Декоративный кумалан из камуса оленя, с бисерной вышивкой в центре,  диаметр 65

Центр народного творчества, п. Тура, Основной фонд  № 020

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г

21. Декоративный кумалан из камуса оленя,  диаметр 60

Центр народного творчества, п. Тура, Основной фонд  № 021

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура.Снято 4 октября 2021г

22. Половина кумалана из лобошей, 50*34см.

Центр народного творчества, п. Тура, Основной фонд  № 025

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура.Снято 4 октября 2021г

23. Вид сзади половины кумалана из лобошей, 50*34см. (см фото 22)

Центр народного творчества, п. Тура, Основной фонд  № 026

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г

24. Круглый кумалан, сшитый в технике меховая мозаика, диаметр 70см.

Работа Ботулу Ольги Николаевны

Центр народного творчества, п. Тура, Основной фонд  № 098

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г

25. Традиционный эвенкийский кумалан, 120*70 см

Работа Центровой Н.М., год создания 1970г.

Центр народного творчества, п. Тура, Основной фонд  № 055

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г

26. Традиционный эвенкийский кумалан, вид сзади  120*70 см (см фото 25)

Работа Центровой Н.М., год создания 1970г.

Центр народного творчества, п. Тура, Основной фонд  № 055

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура . Снято 4 октября 2021г

27. Декоративный кумалан, диаметр 65 см.

Центр народного творчества, п. Тура, Основной фонд  № 042

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура

Снято 4 октября 2021г

28. Традиционный эвенкийский кумалан, 77*56см

Работа Бетти Х.Н., год создания 2010 г.

Центр народного творчества, п. Тура, Основной фонд  № 120

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г

29. Декоративный круглый кумалан, диаметр 67 см.

Центр народного творчества, п. Тура, Основной фонд  № 067

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г

30. Декоративный кумалан с бисерной вышивкой в центре, диаметр 65см

Работа Ботулу О.Н., год создания 2013г.

Центр народного творчества, п. Тура, Основной фонд  № 142

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г

31. Традиционный эвенкийский кумалан, 125*75 см.

Центр народного творчества, п. Тура, Основной фонд  № 049

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура.Снято 4 октября 2021г

32. Декоративный кумалан с бисерной вышивкой, диаметр 65см

Центр народного творчества, п. Тура, Основной фонд  № 110

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура

Снято 4 октября 2021г

33. Прямоугольный кумалан, 74*36 см.

Центр народного творчества, п. Тура, Основной фонд  № 112

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура.Снято 4 октября 2021г

34. На фото  эвенкийский чум, с утварью, и кумаланами

Постоянной действующая экспозиция, зал Этнографии, Краеведческий музей п. Тура

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны 1986 г.р. Руководитель фото – студии Центра народного творчества п. Тура. Снято 4 октября 2021г

35. Эвенкийский коврик – кумалан, 95*46см.

Работа Максимушкинной М.В. год создания 2021г.

Фото Максимушкиной Марины Владимировны, 1963г.р., пенсионерка.

Снято 2021г

36. Эвенкийский коврик – кумалан, 105*105см.

Работа Максимушкинной М.В. год создания 2021г.

Фото Максимушкиной Марины Владимировны, 1963г.р., пенсионерка.

Снято 2021г

37. Статья «Выделка шкур»

Журнал «Северные просторы» № 44, август, 1991г. стр. 25.

Видео

01. Пошив коврика — кумалана. На видео: шьет и рассказывает М.А. Ботулу.

Снято  Солоницыным Александром Алексеевичем, главным редактором «Аяко ТВ» СМИ, в Центре народного творчества, декабрь 2021г.