Лигование
1. Наименование объекта
Традиция лигования сибирских латгальцев в Янов день в дд. Бычки и Красная Заря Большеулуйского района Красноярского края
2. Краткое название объекта
Лигование
3. Краткое описание
Лигование — элемент празднования Янова дня (23 июня). Традиция заключается в обрядовом обходе домов, в которых проживают люди с именем Ян (Иван), или с отчеством Янович (Иванович), Яновна (Ивановна), в Янов день. При обходе дворов исполняются обрядовые песни с припевом «Лиго (Лейго)», Янам и Яновичам вручаются специально изготовленные венки из цветов и трав. Приходящих с венками угощают специально приготовленной обрядовой пищей, в которую входят тминный сыр, молодое пиво и реже — пирожки с салом (шпиком).
Все посещённые лигующими должны прийти на вечернее празднование к общему костру. Принимать участие в лиговании могут все желающие.
4. Фотография для обложки проекта 01
5. ОНКН Категория
I. Мифологические представления и верования, этнографические комплекс
2. Обряды и обрядовые комплексы
2.1. Календарные обряды
2.1.3. Летние
6. Этническая принадлежность
Латгальцы
7. Конфессиональная принадлежность
Католики
8. Язык
Русский
9. Регион
Красноярский край, Большеулуйский район
10. Ключевые слова:
Красноярский край, сибиряки-латгальцы, Большеулуйский район, Янов день лигование, Лиго, ячменное пиво, тминный сыр
11. Полное описание объекта
Лигование ‑ составная часть празднования Янова дня (23 июня), накануне дня летнего солнцестояния. Традиция заключается в выборочном обходе домов и величании хозяев путём надевания им на головы цветочных венков и пения обрядовых песен.
Участники лигования должны быть в венках из полевых цветов или папоротника. С обрядовыми песнями с припевом «Лейго! Лейго!/Лиго! Лиго!» они обходят дома, в которых проживают мужчины с именем Ян (Иван) или отчеством Янович (Иванович), а также женщины с отчеством Яновна (Ивановна). Бычковцы и краснозорцы знают только 2 песни, относящиеся к Янову дню. Песни поют и на улице, и в доме. Хозяева должны радушно встретить гостей, проводить их во двор или в дом, угостить обрядовой едой — молодым ячменным домашним пивом и домашним сыром с тмином, реже — пирожками с салом (шпиком). Выходят лигующие между 15 и 17 часами, чтобы успеть обойти всю деревню, т. к. в 20 часов начинается общее празднование Янова дня у берёзок с разведением костра, которое продлится до утра.
Перед тем как войти в дом или двор один из лигующих (или больше) надевает на голову величаемого принесенный с собой венок. Часто было так, что хозяину могли надеть одновременно до 10 венков. Он не должен их снимать, пока принимает гостей. В этих двух деревнях верят: чем больше лигующих посетит дом, тем меньше в нём будут болеть в течение всего года, так как венки Янова дня считаются лечебными. Венки, которые надевают на голову Яна или Яновича/овны, хранятся в течение года в засушенном виде. В случае если их не использовали на лечение животных (путем скармливания), венки прошлого года следует сжечь в костре текущего года. Тот лигующий, кто отдал венок, более венка не надевает. Лигующие могут не надевать все венки хозяину одного дома, а от дома к дому расставаться с ними по очереди. Но так как мест, где проживают подходящие люди, с каждым годом остаётся все меньше, количество венков для одного человека увеличивается.
В дд. Красная Заря и Бычки считают, что венки могут быть из любых цветов и трав: чем пышнее венок, тем лучше. Обязательным элементом венка для мужчины в Латвии являются дубовые листья, а в Красноярском крае дубы не растут. Поэтому венки плетут из травы и цветов. А дубовые ветки иногда привозят в виде веников. В то же время считается, что венок из Яновой травы — один из самых правильных. Плетётся венок косичкой из трех прядей, изготавливают его женщины.
После того как участники обряда обошли все необходимые дворы, они идут с обрядовыми песнями к месту обрядового костра. Все посещённые лигующими должны прийти на общее празднование к костру. В начале и середине ХХ века общего празднования могло не быть, тогда обход дворов заканчивался поздравлениями и выпиванием пива, общением.
По воспоминаниям носителей традиции, еще 30-40 лет назад к группе лигующих присоединялись толпы односельчан, и взрослые, и дети, и подростки, т.е. присоединиться мог любой. Лигование было сигналом к началу праздника. И шествие по деревне, видимо, было ещё одним элементом праздника.
В д. Красная Заря Большеулуйского района всё население знает о традиции лигования и самом праздновании Янова дня. Традицию поддерживает используемый еще и в Ильин день обход: в этот день ходят в дома, где живут Илья или Ильич/Ильинична. На сегодняшний день традиция бытует также только в д. Бычки и д. Красная Заря Большеулуйского района, что даёт право отнести обе эти традиции к этническим латгальцам и латышам.
О том, что лигование бытует, говорит и то, что во всех домах лигующих ждали, было готово угощение, встреченные на улице люди всё понимали и начинали собираться на празднование. Риск исчезновения традиции существует, он связан с сокращением числа носителей (в ХХ веке в д. Красная Заря было более 200 дворов, теперь не больше 40), однако на празднование Янова дня латгальцы съезжаются из всей западной группы территорий края, что дает надежду и на сохранение традиции. На территории Большеулуйского района лигование бытует только в деревнях с компактным проживанием латышей и латгальцев Бычки и Красная Заря. Общиной Янов день в этих деревнях празднуется поочередно при поддержке работниками культуры. На празднование Янова дня съезжаются бывшие жители этих деревень, а также латгальцы из разных территорий края, например, из Тюхтетского района.
Ценность лигования видится в сохранении взрослыми и формировании у молодёжи положительной этнической идентификации жителей латгальских деревень. Есть организационная ценность: по деревне ходят с постоянным пением с небольшими перерывами между песнями, что создаёт праздничную атмосферу и информирует жителей о необходимости собираться на праздник. Уникальность традиции связана с её этнической принадлежностью. Латгальцев (и латышей) на территории края живёт немного, а сохранение культурного разнообразия необходимо. Празднование Янова дня, в т. ч. лигование, помогает сохранять латгальский календарный фольклор, элементы материальной культуры (костюм), бытовые традиции (обрядовая пища).
Традиция лигования передаётся путём наблюдения его в естественной среде и личным участием желающих в этом действии.
Исторически празднование Янова дня и лигование появились в Большеулуйском районе в связи с массовым переселением латгальцев из разных населенных пунктов Латвии в Сибирь (Большеулуйский район) в начале ХХ в. и их компактным расселением в Большеулуйском районе (село Бычки появилось в 1903 г.).
Обрядовая пища. Тминный сыр входит в обязательное угощение. Технология изготовления: 3 литра молока кипятят и порциями добавляют в него творог, примерно 1 кг. Смесь помешивают и нагревают до тех пор, пока молоко не свернётся и не отделится сыворотка. Сыворотку сливают, а сырную массу отжимают (сначала откидывают на сито, затем отжимают через марлю). В кастрюлю перекладывают тёплую массу, добавляют примерно 50 граммов растопленного сливочного масла, 3 сырых яйца, 2 столовые ложкисметаны, соль и тмин по вкусу, и греют на медленном огне. Массу постоянно помешивают до образования однородной консистенции. Готовую массу выкладывают в форму или под гнёт и охлаждают. Получается около 1 кг сыра. Как правило, сыр созревает в течение нескольких дней в прохладном месте, получается достаточно плотным, светло-желтым с небольшими белыми вкраплениями. Технология изготовления у всех хозяев одинакова, а вкус разный: он зависит от вкуса и качества продуктов, а также мастерства хозяйки.
Ячменное латгальское пиво: на 50 л пива берут 25 кг ячменя, засыпают в деревянную бадью, а сверху заливают водой выше уровня ячменя на 10-15 см. Ячмень размачивают сутки при температуре от +18°С до +20°С. Затем его выкладывают слоем толщиной в 10 см на плёнку или плотную ткань и проращивают в течение 4 суток. Пророщенные зёрна просушивают (обычно в протопленной бане, на полке в течение 14 часов (в бане должно быть жарко). Во время просушки зерна его периодически перемешивают руками. Так получается солод. Высушенный солод размалывают. Затем 25 кг смолотого солода засыпают в деревянную бадью и заливают 70 литрами кипяченой воды и замачивают в течение 4 часов. Полученное сусло процеживают и соединяют с хмелевым отваром (250 гр. хмеля на 15 л. воды) в специально предназначенной для брожения деревянной бадье, или сусло охлаждают до температуры +20°С и к нему добавляют пивные дрожжи. Дрожжи для пива нужны специальные пивные (примерно 2-2,5 л), можно добавить прессованные — 200 граммов. Бродит сутки при температуре +20°С. Выбродившее пиво процеживают через хлопковую марлю и заливают в бочки, бутылки. Держат в прохладном месте (подполье, погребе). Выстаивают пиво примерно 2 дня. При правильном приготовлении получается светло-коричневый пенный напиток, с приятным хлебно-хмелевым вкусом. При умеренном количестве не пьянит. Для праздника пиво должно быть молодым и пениться. По словам собирателя А.В. Борисовой, для красоты пиво специально немного переливают, чтобы оно образовывало при наливании гостям пену, сползающую по стеклу.
Пирожки с салом готовят из любого дрожжевого теста (сейчас делают на сухих дрожжах, типа «Саф-момент»). Тесто: 2 яйца, 1 литр молока/воды, 1 ч. л. соли, 1 ч. л. сахара, 1-1,5 кг муки, дрожжи. Начинка: нарезать мелким кубиком 250-300 г свиного солёного сала (лучше без мясных прослоек), 3-4 средних луковицы, всё хорошо перемешать, хорошо поперчить и начинить пироги. Дать пирогам расстояться минут 25-30, затем смазать молоком и поставить в печь (это в случае печёных пирогов), или сформировать пирожки и сразу (без расстойки) обжарить в растопленном свином жире. Оба варианта верны. Пирожки небольшие по размеру, примерно вдвое меньше привычных нам пирожков с капустой или картошкой. На празднике продавались пирожки и с яблоками, но обязательным элементом они не считаются. В одном из домов вместе с сыром и пивом выставили булочки, но они тоже не являются обязательным элементом.
Текст песни, с которой лигующие ходят по деревне (перевод выполнен Анатолием Даниловичем Угайновым):
Завтра у нас Иванов день – лейгу, лейгу,
Сегодня Иванова дня вечер – лейгу, лейгу,
У Ивана ворота украшены – лейгу, лейгу,
Пушистыми березками – лейгу, лейгу,
Ивана мать сыр делает – лейгу, лейгу,
Ивана отец пиво варит – лейгу, лейгу,
Выйди на улицу Ивана мать – лейгу, лейгу,
Выйди на улицу Ивана отец – лейгу, лейгу,
Ивановы гости вымокли – лейгу, лейгу,
Пока плели венки – лейгу, лейгу,
Открывайте Иваны ворота – лейгу, лейгу,
Давайте нам сыр, пиво – лейгу, лейгу,
Если не дадите сыра нам – лейгу, лейгу,
Останется корова яловой – лейгу, лейгу,
Если не дадите нам пива – лейгу, лейгу,
Пойдём ячмень вытопчем – лейгу, лейгу,
Иванова мать нам сыр давала – лейгу, лейгу,
Всем гостям по кусочку – лейгу, лейгу,
Ивана отец нам пиво давал – лейгу, лейгу,
Всем гостям по кружечке – лейгу, лейгу,
Вкусные были сыр и пиво – лейгу, лейгу,
Спасибо матери, спасибо отцу – лейгу, лейгу,
Спасибо самому Ивану – лейгу, лейгу,
Мы пойдем теперь к соседнему Ивану – лейгу, лейгу,
Кто гуляет (лигует) на Ивана ночь – лейгу, лейгу,
Тот будет бодрый все лето – лейгу, лейгу,
Кто будет спать в Ивана ночь – лейгу, лейгу,
Тот проспит все лето – лейгу, лейгу,
Стучи (бей) Иван сильнее в барабан – лейгу, лейгу,
Пускай звенит вся округа – лейгу, лейгу,
Ивана день – святой день – лейгу, лейгу,
Всем дням – день – лейгу, лейгу,
Вся трава хорошая – лейгу, лейгу,
Которая цветет в Иванов день – лейгу, лейгу!
Служебная информация
1. Авторы описания:
1. Калинина Светлана Валентиновна, кандидат филологических наук, Государственный центр народного творчества Красноярского края, завотделом народного творчества (далее — ГЦНТ), тел. 8 (391) 211-82-74, svet.kalin@mail.ru (составление описания)
2. Барабанова Елена Алексеевна, начальник отдела культуры администрации Большеулуйского района, тел. 8 (391 59) 2-12-33, bului_kultura2019@mail.ru (сбор материалов, уточнения)
3. Год, собиратели
2014 – Е.И. Грунер
2015 – А.В. Борисова
2017 – Е.А. Барабанова, С.В. Калинина
4. Место фиксации
Красноярский край, Большеулуйский район, д. Красная Заря
5. Место хранения
Архив отдела культуры Большеулуйского района;
Видеофонд ГЦНТ
6. История выявления и фиксации объекта:
Традиция лигования известна с начала ХХ века. Собиратель Елена Ивановна Грунер участвовала в лиговании с детства, а осознала происходящее как нечто интересное и записала информацию о традиции в 2014 году, во время сбора фольклора, от участников латгальской вокальной группы «Ивушка», действующей на базе Бычковского СДК. Информация была передана в ГЦНТ. Специалисты отдела культуры района в последующие годы уточняли записанное.
7. Библиография
https://news.sputnik.ru/kultura/39ca4712c2f6a0272e67c2fe0234bcb17bf1bfa1
(о факте празднования Янова дня в д. Бычки и 115 юбилее деревни)
Иллюстративные материалы
I. Фото
01. Эмблема Лигующие после обхода дворов. Вверху (слева направо): Белопук Анна Ивановна, Рублевская Валентина Артуровна, Гасымова Нина Ильинична, Вильцан Галина Жановна, Шупульник Вера Францевна. Внизу (слева направо). Угайнов Анатолий Данилович, Шнепер Надежда Иосифовна. Фото сделано Е.А. Барабановой в 2017 г. в д. Красная Заря Большеулуйского района
02. Лоцан Антон Иванович, житель д. Красная заря. В венках после визита лигующих. Фото сделано Е.И. Грунер в 2014 г. в д. Красная заря
03. Венок из Яновой травы (обрезать) файл Е.И. ГРунер в венке или Рублевскую
04. Тминный сыр в разрезе. Фото сделано Е.И. Грунер в 2014 г. в д. Красная заря.
05. Пирожки со шпиком
На видео: процесс лигования, подготовка к нему, пояснения В.А. Рублевской о сути традиции. На видео есть образцы венков, детали костюма, исполнение песен с припевом «Лиго! Лиго!», янова трава, атрибуты (тминный сыр, молодое ячменное пиво, пирожки со шпиком).
Это рабочие видеоматериалы. завотделом народного творчества ГЦНТ Видеозапись хранится в информационном фонде отдела народного творчества ГЦНТ.
Барабанова Елена Анатольевна, Борисова Алена Владимировна
II. Видео:
Видеозапись лигования сделана в 2017 году в д. Красная заря Большеулуйского района Калининой С.В.,
- Лигующие у Лоцана Антона Ивановича: пришли
- Лигующие у Лоцана Антона Ивановича: угощает в ответ
- Обрядовое блюдо – тминный сыр. Изготовитель Грунер Елена Ивановна