Поняга


Поняга в экспозиции

  1. Наименование объекта: Технология создания и традиции применения элемента охотничьего снаряжения «поняга» (эвенкийская дощечка) в п. Ванавара, п. Чемдальск Эвенкийского муниципального района и сёлах Кежемского района Красноярского края.
  2. Категория  объекта

IV. Традиционные технологии. Хозяйственные и промысловые технологии.

  • Этническая принадлежность  

Русские

  • Язык

Русский

  • Конфессиональная принадлежность 

Православные

  • Места бытования Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, с. Ванавара, п. Чемдальск; Кежемский район, сс. Кежма, Болтурино, Паново, Проспихино, дд. Кода и Кодинская Заимка, Пашино, Рожково, Монастырь, Алёшкино, Недокура, Гусевка, Заимка, Мозговая, Аксёново, Усольцево, Фролово, Привалихино, Савино.  
  • Описание объекта

Поняга – элемент индивидуального охотничьего снаряжения промысловика, предназначенный для крепления и транспортировки относительно небольшого груза на спине. Должна быть удобной, легкой, прочной. Груз, который переносится на поняге, рассчитан на 1-2 дня.

Жители края считают, что поняга была заимствована русскими, приехавшими на территорию Сибири, у эвенков. В с. Ванавара ее называют эвенкийской дощечкой.

Поняга была широко распространена среди охотников-промысловиков: в экспозиции Кежемского историко-этнографического музея им. Ю.С. Кулаковой находятся 2 таких устройства, в Красноярском краевом краеведческом музее (далее – ККМ) хранится 6 экспонатов. В с. Ванавара (русском селе Эвенкии) наиболее удобной считается поняга, сделанная из фанеры или доски. К доске же отсылают А.Ф. Карнаухов [3, С. 56] и Словарь русских говоров… [6, С.221].  В селе Усольцево Кежемского района поняги изготавливали из шпона от коробов из-под чая. В Кежемском районе были также известны поняги из согнутого дугой стволика дерева с натянутой на него грубым материалом (брезентом, кожей). У жителей Кежемского района (русские старожилы Приангарья) известна поняга с верхней дугой, за которую можно вешать понягу на ветку или гвоздь и нести в руке при нужде. Дуга обматывалась сыромятным кожаным ремешком, что не давало устройству скользить в руках.

С одной стороны поняги находятся надеваемые на плечи лямки, которые можно сделать в двух вариантах — с сохранением возможности их регулировать или полностью подогнать под себя и закрепить. Исторически лямки изготавливались из сыромятной кожи, сегодня их можно сделать из стропы, капронового ремня, других материалов с проволочными крючками на конце. Василий Иванович Привалихин рассказал, что одну лямку крепят намертво (стационарно), а вторую делают съёмной, чтобы петлю-крепление можно было снять с нижней части поняги, что облегчает снятие оборудования со спины.

С другой (наружной) стороны поняги находятся верёвочки (по свидетельству Г.М. Василевич, 6-8 пар ремешков) или верёвочные петли по три с каждой стороны, по одной-три (или более, по необходимости) сверху и снизу) в просверленных отверстиях [2, С.68]. С каждой стороны – справа и слева сверлятся дырочки (от 3), куда вставляются верёвочки (шнурки или др.), с помощью которых и крепятся грузы. Количество петель или верёвочек определяется потребностью владельца.

Единого стандарта изготовления поняги нет, так как размеры могут зависеть от антропометрии хозяина и груза, который планируют носить с её помощью. Основными требованиями являются надёжность и лёгкость.

В п. Тура у эвенков на поняге, называемой у них «хина» («понагэ», «эмуксэ») [1, С.42], в верхней части слева находятся две выемки, на которые вешается за ремень ружьё, чтобы его вес распределялся равномерно, а не приходился на одно плечо. Справа таких выемок нет. Василий Иванович Привалихин рассказал, что его поняга была без выемок, так как ему было удобнее переносить ружьё на плече, это помогало избегать шумов при передвижении.

Груз крепится на устройстве путём вдевания его в петли и затягивания верёвочками через петли, или только затягиванием. Дополнительные петли могут крепиться на лямке поняги, чтобы иметь возможность быстро подвешивать собранную добычу, не снимая всякий раз понягу со спины. Берестяная или кожаная петля, закрепленная в верхней части поняги для переноски топора, называлась топорник.

Поняга предназначена для небольшого количества груза. Привязать к ней можно топор, пилу, необходимое оборудование, добычу, запас еды и любые грузы, которые необходимо и возможно нести. Прикрепленный груз не брякает и не болтается, отстегивается (раздергивается) быстро. Поняга отличается от транспортных платформ компактными размерами, удобством, так как на охоте она практически не снимается со спины. Охотнику должно быть удобно с ней подкрадываться к зверю, оружие не должно о неё стучать. Во время отдыха поняга может служить столиком, если изготовлена из твердого материала.

Каждый промысловик делает понягу под себя, выбирая материал основы (доска, фанера, тальниковые стволики, трубки) и крепёжных деталей.

Поняга была и остаётся в среде пользователей индивидуальным устройством, часто говорит о мастерстве и фантазии владельца и служит предметом его гордости.

  • Предметы, связанные с объектом
  • Техники/технологии, связанные с объектом
  • Способы и формы передачи информации

Информация об объекте передаётся в быту, в процессе эксплуатации снаряжения, путём демонстрации поняги как экспоната в музеях (в ККМ 6 образцов, Кежемском историко-этнографического музея им. Ю.С. Кулаковой — 2). Кроме того, информацию о поняге можно найти в сети интернет.

Поняга Чемдальск
02.Загрузка лабаза на охотничьем участке (ухожье).
Начало 1980-х (2)
03.Паняга (у Потылицына В.Н.)
с. Недокура_2018

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  1. История выявления и фиксации (история, экспедиции)

Поняги находятся в краеведческих музеях региона с 1950-х гг. Л.Н. Карнухова видела процесс эксплуатации поняги мужем в 1976 г., В.И. Привалихин передал свою понягу в фонды краеведческого музея в 1980-х гг.

Е.А. Баянова осознала понягу как объект нематериального наследия в п. Ванавара во время сбора фольклора в 2021 г.

  1. Источники информации:

библиография

  1. Быт и искусство русского населения восточной Сибири. Ч.I. Приангарье. – Новосибирск: Наука, 1971. – 232 с.      
  2. Василевич, Г.М.  Эвенки. Историко-этнографические очерки (VIII – начало XX в.) / Г.М. Василевич. – Красноярск: ИД «Сибирские промыслы», 2014. – 319 с.
  3. Карнаухов, А.Ф. Краткий словарь кежемского говора (Кежемское Приангарье). — Красноярск, 2003. – 110 с.
  4. Словарь рыбаков и охотников Северного Приангарья / сост. В.И. Петроченко. – Красноярск, 1994. – 128 с.
  5. Щапова, Д.А. Материальная культура эвенков в иллюстрациях: пособие для учителя / Д.А. Щапова, А.Г. Амелькин. – СПб: Дрофа, 2008.  – 94 с.
  6. Словарь русских говоров северных районов Красноярского края. Красноярск: изд-во КГПИ, 1992. – 348 с.

иные

1. https://www.youtube.com/watch?v=Oyi9PlBBknQ  Поняга промысловика. Эвенкийская дощечка. Канал Регион 88. Мельников Алексей Рюрикович, 1980 г.р. Родился в пос. Чемдальск Эвенкийского района Красноярского края, живёт в п. Ванавара. Образование среднее специальное.

13.  Современное состояние объекта

В настоящее время чаще всего поняга на территории края изготавливается достаточно редко, так как охотничье снаряжение можно приобрести в специализированных магазинах. В Эвенкии у практикующих охотников-эвенков поняга индивидуальна, изготавливается собственными руками и часто говорит о мастерстве и фантазии владельца и служит предметом его гордости.

14. Формы сохранения и использования объектов в деятельности учреждений культуры

Поняга хранится в музейных экспозициях краеведческих музеев края. Об использовании её в деятельности других учреждений информации нет.

15. Авторы/составители

  1. Калинина Светлана Валентиновна, заведующая отделом народного творчества Краевого государственного автономного учреждения культуры «Государственный центр народного творчества Красноярского края», кандидат филологических наук, тел. 8 (391) 211-82-74, e-mail: folk@krasfolk.ru 
    1. Баянова Евгения Александровна, руководитель фольклорного клуба «Марьин цвет» Домакультуры с. Ванавара Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ванаварская клубная система» Эвенкийского муниципального района Красноярского края (осознание объекта, консультации с носителями, предоставление фотографий) eva-hobby@mail.ru
    1. Карнаухова Любовь Леонидовна, председатель Красноярской региональной общественной организации по сохранению культуры русских старожилов Сибири «Кежемское землячество». (консультации с носителями, предоставление фотографий) kll1956@mail.ru

16. Дата публикации — 09.10.2023.

17. Дата обновления

18. Сведения, сопровождающие аудио, видео и фотоматериалы

01. Экспозиция с понягой в Кежемском историко-этнографическом музее имени Ю.С. Кулаковой (находится в г. Кодинске). Личный архив Л.Л. Карнауховой.

02. Загрузка лабаза на охотничьем участке. Сундуков Ю. (на лестнице, подаёт поклажу), Карнаухов В.В. с надетой понягой.  Фотография сделана Н.В. Карнауховым во время охотничьего сезона: октябрь‑начало ноября 1976 г. в тайге на родовом ухожье семьи Карнауховых.  Личный архив Л.Л. Карнауховой.

03. Потылицын В.Н. демонстрирует понягу. С. Недокура, 2018 г. Личный архив Л.Л. Карнауховой

04. Поняга Мельникова Алексея Рюриковича. 05.09.1980. п. Чемдальск. Личный архив Е.А. Баяновой.

видеоматериалы

01.Рассказ Василия Ивановича Привалихина о поняге. Василий Иванович Привалихин, 1952 года рождения. Родился в п. Кежма, в г. Красноярске живет с 1978 года. Образование высшее. Дедушка из д. Усольцево Кежемского района. Съемка Калининой С.В., монтаж Горошевской Н.И.  Видео из личного архива С.В. Калининой.