Сказки


Муниципальные районы

Абанский
Ачинский
Балахтинский
Березовский
Бирилюсский
Боготольский
Богучанский
Большемуртинский
Большеулуйский
Дзержинский
Емельяновский
Енисейский
Ермаковский
Идринский
Иланский
Ирбейский
Казачинский
Канский
Каратузский
Кежемский
Козульский

Краснотуранский
Курагинский
Манский
Минусинский
Мотыгинский
Назаровский
Нижнеингашский
Новоселовский
Партизанский
Пировский
Рыбинский
Саянский
Северо-Енисейский
Сухобузимский
Таймырский Долгано-Ненецкий
Тасеевский
Туруханский
Тюхтетский
Ужурский
Уярский
Шарыповский
Шушенский
Эвенкийский

Городские округа

г. Ачинск
г. Боготол
г. Бородино
г. Дивногорск
г. Енисейск
г. Канск
г. Красноярск
г. Лесосибирск
г. Минусинск
г. Назарово
г. Норильск
г. Сосновоборск
г. Шарыпово

ЗАТО город Железногорск
ЗАТО город Зеленогорск
ЗАТО поселок Солнечный
п. Кедровый

Муниципальные округа

Пировский
муниципальный округ

Тюхтетский
муниципальный округ

Шарыповский
муниципальный округ

Абанский район

Носик ( Мальцева) Наталья Геннадьевна 1970 г.р. Родилась в с. Покатеево Абанского района. Образование – среднее . Записала в с. Покатеево Абанского района в 2021 году Разумова Е.М.

«У страха глаза велики».


Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.
Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали.
Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.
Бабка охает:
— Ох! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят

2. «Тимошка»


Жил-был сирота Тимошка. Взяли его к себе злые люди. Тимошка много на них работал за кусок хлеба. Он сеял пшеницу, а осенью собирал урожай, ходил в лес за ягодами и грибами, ловил на реке рыбу.
Вот как-то в очередной раз послали его хозяева в лес за грибами. Взял он корзину и пошел. Когда он набрал целую корзину грибов, вдруг увидел, недалеко от поляны, в траве большой, красивый гриб-боровик. Только хотел сорвать его Тимошка, а гриб с ним заговорил. Он попросил мальчика не срывать его, за что боровик его отблагодарит. Мальчик согласился, а гриб хлопнул в ладоши, и случилось чудо.
Тимошка оказался в новом доме, а рядом с ним его добрые и заботливые родители.

3. «Мальчик и заколдованный козлик»

На белом свете жил-был мальчик, у него не было родителей, был он сирота. Скитался он по белу свету и попрошайничал на кусок хлеба. В одном селении его приютили и накормили. Заставили его колоть дрова и носить воду из колодца.
Однажды, когда мальчик ходил за водой, он увидел бедного козлика.
Мальчик пожалел его и забрал с собой, спрятал его в сарае. Когда мальчика кормили, он прятал за пазуху кусок хлеба и приносил козлику. Мальчик жаловался козлику, как его обижают и заставляют работать. Тогда козлик отвечает человеческим голосом, что его заколдовала злая ведьма и разлучила с родителями. Чтобы превратиться в человека нужно выкопать колодец и из него попить воды. Тогда мальчик стал копать колодец. Когда колодец был готов, козлик попил из него и превратился в человека. И они сбежали из дома. Отправились искать родителей. Когда нашли родителей мальчика, который был козликом, они обрадовались. Родители стали целовать сына. После они спросили кто этот мальчик, который находится рядом. Сын ответил, что этот мальчик спас его от злой ведьмы.
Родители пригласили мальчика к себе в дом вторым сыном. И стали они жить вместе дружно и счастливо.

«Добрый Ёжик»


Жил-был царь. Было у него три сына. Сам царь был злой. Захотелось как-то царю грибочков покушать вот и говорит он сыновьям:
– Дети мои! Кто найдёт в лесу хороших грибов, тот будет жить в моём царства, а кто принесёт мне мухоморов – выгоню!
Пошёл старший брат в лес. Долго он ходил, бродил, да так ничего и не нашёл. Приходит он к царю с пустой корзиной. Царь недолго думал и выгнал сына из царства. Пошёл в лес средний брат. Долго он бродил по лесу и вернулся к отцу с полной корзиной мухоморов. Как только царь увидел мухоморы – выгнал сына из дворца. Настала пора идти в лес за грибами младшему брату Прохору. Ходил – бродил Прохор по лесу, ни одного гриба не увидел. Хотел возвращаться. Вдруг навстречу ему бежит Ёжик. Вся колючая спинка зверька увешана съедобными грибами. Стал младший брат просить у Ёжика грибы. Ёжик согласился отдать грибы взамен яблок, которые росли в царском саду. Прохор дождался, когда стемнеет, и набрал в царском саду яблок. Яблоки он отдал Ёжику, а Ёжик дал Прохору свои грибы.
Принёс Прохор грибы отцу. Царь остался очень доволен и передал своё царство Прохору.

Ачинский район

Балахтинский район

Березовский район

Бирилюсский район

Боготольский район

Демидова Клавдия Ивановна, 1911г. р. Родилась в Псковской губернии, д. Мазури, Красногородской волости. Здесь с 1920 года. Образование начальное. Родители псковские.
Записала в 1980 г. в д. Гнетово Боготольского района Гилькова Марина Викторовна.

Сказка «Солдат и черт»

Стоял солдат на часах, и захотелось ему на родине побывать. Вот он и говорит: — «Хоть бы какой чёрт меня туда занёс!» А чёрт тут как тут. «Ты меня звал?» — спрашивает. -«Звал». –«Давай в обмен душу!» — «А как же я службу брошу?» — «Да я за тебя послужу».
Решили так, что солдат год на родине поживёт, а чёрт это время послужит на службе. Солдат не успел опомниться, как дома очутился.
А чёрт на часах стоит. Подходит генерал и видит, что всё у него по форме, одного нет: не крест-накрест ремни на плече, а все на одном плече. –«Это что?» Чёрт и так и сяк, не может правильно надеть. Генерал приказал выпороть его.
И пороли чёрта каждый день. Проходит год, пришёл солдат менять чёрта. Тот и про душу забыл. «Ну, вас, — говорит,- с вашей солдатской службой! Как вы терпите?» Сбросил с себя всё и убежал.

Записи 2016

Булавчук (Сидоркина) Зинаида Ильинична, 1937 г.р. Родилась в д. Максимовка Боготольского района. О времени переезда информация не предоставлена. Образование 8 классов. Информация о родителях не предоставлена. Записала в 2016 г.в с. Критово Боготольского района Гроо Н.А.

Cказка «Тетерев и лиса»

Бежала лиса по лесу, увидала на дереве тетерева и говорит ему:
Терентий, Терентия! Я в городе была.
– Бу, бу, бу! Была, так была.
– Терентий, Терентий! Я указ добыла.
– Бу, бу, бу! Добыла, так добыла.
– Чтоб тетеревам не сидеть по деревам, а гулять по зелёным лугам.
– Бу, бу, бу! Гулять, так гулять.
Тут лисица услыхала конский топот и собачий лай, и спрашивает у тетерева: Терентий, кто там едет?

Мужик.
– Кто за ним бежит?

Жеребёнок.
– Как у него хвост-то?

Крючком.
–Ну, так прощай, Терентий! Мне домой пора.

Cказка «Медведь»
Жили старик со старухой. Вот раз старуха говорит старику: «Старик, сходи по дрова». Старик пошёл по дрова; попал ему навстречу медведь и говорит: «Старик, давай силой меряться». Старик взял да и отсёк ему лапу топором. Пришёл с лапой домой, отдал её старухе и говорит: «Вари, старуха, медвежью лапу». Старуха взяла лапу, содрала кожу, села на неё и начала шерсть щипать, а лапу поставила в печь варится. Медведь ревел, ревел, сделал себе липовую лапу и пошёл к старику. Идёт и поёт:
Скрипи, нога, скрипи липовая!
И вода-то спит, и земля-то спит,
И по сёлам спят, по деревням спят;
Одна баба не спит, на моей коже сидит,
Мою шёрстку прядёт, мою лапу грызёт.
Старик со старухой услыхали медведя, испугались. Старик спрятался под корыто, а старуха под печь. Медведь вошёл в избу; старик закряхтел под корытом, а старуха под печью закашляла. Медведь нашёл их, взял да и съел.

Богучанский район

Большемуртинский район

Большеулуйский район

Алексеев Пётр Егорович, год рождения не указан, родился в с. Большая Уря Канского района. Образование: не указано, сведений о родителях не указано. Записала в 2013 г. в с. Берёзовка Большеулуйского района Угайнова Л.В.

Сказка «Кисель»

Пришёл зять к тёще в гости. Тёща угостила его киселём. Зять съел кисель и спрашивает:
– Это что за кушанье?
– Кисель.
– Дома заставлю жену сварить кисель, только бы не забыть, как он зовётся.
Вот идёт он домой и повторяет всё время:
– Кисель, кисель, кисель…
Случилась на дороге канава. Хотел зять перескочить через неё, поскользнулся да и упал. Встал и забыл, что у тёщи ел. Думал, думал, никак не может вспомнить. Идёт мимо баба и видит, мужик бродит по канаве, остановилась и спрашивает:
– Что потерял, мужичок? Вишь, как грязь взбаламутил, как кисель.
– Нашёл, нашёл! Кисель! Кисель! – Выскочил из канавы и домой поскорей. Бежит и кричит:
– Кисель! Кисель!

Дзержинский район

Емельяновский район

Енисейский район

Ляйком Галина Григорьевна, 1937 г.р. Родилась и живёт в поселке Усть-Кемь Енисейского р.  Образование среднее. Родители и деды из Усть-Кеми. Записала в 2014 г. в п. Усть-Кемь  Шаркова Юлия Николаевна

1. Повезла баба в город кринку масла продавать; время-то шло к масленой. Нагоняют ее два солдата: один позади остался, а другой вперед забежал и просит бабу:

— Эй, тетка, подпояшь меня, пожалуйста.

Баба слезла с воза и принялась подпоясывать.

— Да покрепче подтяни!

Баба подтянула покрепче.

— Нет, это туго; ослабь маленько.

Отпустила послабже.

— Уж это больно слабо будет: закрепи потуже.

Пока завязывала баба пояс то крепче, то слабже, другой солдат успел утащить кринку с маслом и убрался себе подобру-поздорову.

— Ну, спасибо тебе, тетка! Подпоясала ты меня на всю масленицу, — говорит солдат.

— На здоровье, служба!

Приехала баба в город, хвать — а масла как не бывало!

2.
Летела ворона по-над морем, смотрит: рак ползет — хап его! И понесла в лес, чтобы, усевшись где-нибудь на ветке, хорошенько закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит вороне:

— Эй, ворона, ворона! Знал я твоего отца и твою мать — славные были люди!

— Угу! — ответила ворона, не раскрывая рта.

— И братьев и сестер твоих знаю: что за добрые были люди!

— Угу!

— Да все же хоть они и хорошие люди, а тебе не ровня. Мне сдается, что разумнее тебя никого нет на свете.

Понравились эти речи вороне; каркнула она во весь рот и упустила рака в море.

Жуланова Мария Мануиловна, 1953 г.  Родилась в  д.Гуляевка Курагинского р-на. В п.Сым Енисейского района  проживает с 2011 г.  Образование 8 классов.  Родители с Алтая, деды с Мотыгинского р. Записала в  2014 г. в  п.Сым Енисейского р. Зернина  Марина Алексеевна

Барин и слуга.

Вышел солдат в отпуск, нанялся служить к барину: в год за сто рублей. Помещик велел ему и лошадей чистить, и навоз возить, и воду таскать, и дрова рубить, и сад мести — совсем измучил работой. Отслужил солдат год и просит расчета. Помещику жалко отдавать деньги, стал доставать, а сам ревмя ревет.

— О чем вы, сударь, плачете? —

— Да денег жалко! —

— Экой ты, барин! Ведь я тебе целый год прослужил. Если б ты мне прослужил три дня, так я б тебе отдал сто рублей и слова не сказал.

«Три дня немного», — думает барин. Пошел советоваться с барыней. Она говорит:

— Что же, отслужи три дня! —

А сама думает: «Ведь не мне служить, а мужу, ему — не мне плохо будет». Барин согласился.

Солдат поужинал, лег спать в сарае, разулся, один сапог забросил в один угол в сено, другой — в другой угол. Поутру проснулся, кричит:

— Эй! 

Помещик входит.

— Подай сапоги, я хочу одеваться! 

Помещик хвать — сапогов нету, и запорол горячку, спрашивает солдата:

— Где твои сапоги? 

— Ах ты, каналья, ты у барина спрашиваешь о сапогах? Верно, и не чистил их!

Барин туда-сюда, насилу один сапог отыскал, а другого нет.

— Подайте палок! — закричал солдат и давай дуть помещика. До того промял, что он не рад и деньгам.

— Не хочу, — говорит, — тебе служить, возьми свои деньги. 

Худая жена.

— Батюшка, жениться хочу, матушка, жениться хочу! — говорил добрый молодец.

— Женись, дитятко! 

И женился, выбрал себе худую жену: понравилась сатана лучше ясного сокола, и пенять не на кого, сам себе виноват! Живет с нею и кулаком слезы утирает.

Пошел раз на сходку, где судят да рядят; постоял там и воротился домой.

— Где был, — спросила жена, — что слышал? 

— Да говорят, новый царь настал, новый указ наслал, чтоб жены мужьями повелевали.

Он думал пошутить, а она запомнила.

— Ступай, — говорит, — на речку рубахи мыть, да возьми веник — избу подмети, да сядь к люльке — дитя качай, да щи, кашу свари, пироги замеси!

Муж хотел было молвить: «Что ты, баба! Мужицкое ли это дело?» Да как взглянул на нее — холодом облило, язык к горлу пристал. Потащил белье, замесил пироги, в избе прибрал — и ничем не угодил.

Прошел год и другой; наскучила добру молодцу такая жизнь, да что делать? С горя выгадал выгадку. Была в лесу яма глубокая, конца-дна не видать; взял он — заклал ее сверху палочками, затрусил соломкою; приходит к жене и сказывает:

— Ты не знаешь, жена, как в лесу-то клад есть — и звенит, и — гремит, и золотом рассыпается, а в руки никак не дается; я подошел было к нему, нос с носом стоял, дак мне не дался — посылай, говорит, жену!

— Ну, пойдем, пойдем! 

Пошли в лес.

— Тише! Тут провальная земля, отсюда клад выйдет. 

— Ах ты, дурень мужик! Всего боишься. Вот как я-то прыгну! 

Прыгнула на солому и провалилась в яму.

— Ну, ступай! — молвил муж. — Я теперь отдохну. 

Отдыхал он месяц и другой, а там и скучно стало без жены. Выйдет в лес, выйдет в поле, подойдет к речке — все об ней думает: «Может, стала она и тиха и смирна; дай-ка выну опять!»

Навязал коробью, опустил под землю; слышит — села, тянет вверх, вот и близко… глядит, ан в коробье чертенок сидит! Мужик испугался, чуть веревки из рук не выпустил.

Взмолился чертенок, закричал ему вслух:

Вынь меня, мужичок! Твоя жена всех нас замучила, загоняла. Повелишь что творить, стану тебе вечно служить; вот хоть сейчас побегу в боярские хоромы, мигом заварю кашу, буду днем и ночью стучать да бояр выживать, а ты скажись знахарем, приди, закричи на меня — я выскочу и уйду. Ну, ты и греби деньги лопатою!

Мужик вытащил коробью; чертенок выпрыгнул, отряхнулся — и поминай как звали!

В тот же день в боярском дому все пошло наизворот. Стали искать доку: добрый молодец вызвался докою, выгнал черта и получил плату хорошую.

Скоро пронесся слух, что у князя во дворце, в высоком тереме завелись домовые и не дают княжнам покою. Из конца в конец разослали по всей земле гонцов звать-собирать знахарей. Со всех царств собрали — нет проку, домовые стучат и гремят. Пришел и наш дока, узнал старого знакомого, стал на чертенка и кричать и плевать; чертенок и не думает бежать, полюбилось ему в княжем терему жить.

— Погоди ж, когда так! — закричал дока. — Эй, жена! Поди сюда.

Тут чертенок не высидел и со всех ног махнул из-за печки вон. Доке честь, доке слава, дока деньги гребет; но недаром говорят, что и в самом раю тошно жить одному.

Сгрустнулось добру молодцу, и пошел опять жену искать. Навязал коробью и опустил в яму: баба села, он и потащил ее кверху.

Вот уж близко! Баба вверх подымается, а сама зубом скрипит да кулаками грозит. Со страстей затряслись у мужа руки, сорвалась коробья — и загремела жена по-прежнему вниз, в яму.

Ермаковский район

Идринский район

Сказка «Сивка-Бурка»

Соколова Лидия Феофановна, 1927 г.р.  Родилась и живёт в деревне Большая Салба Идринского района. Образование 4 класса.  Деды орловские и пермские. Записала в 1995 г. в селе Б. Салба Идринского района Калинина С.В. (фонозапись 2а-10/1995).

фонозапись, 2а-10/1995

Соколова Лидия Феофановна, 1929 г.р., род. и живет в д. Большая Салба Идринского р. Образование 4 класса. Деды орловские и пермские.
Записала в 2001 г. в с. Б. Салба Идринского р. Калинина С.В. (Есть фонозапись А2- 3/ 2001)

Сказка о Машеньке

Жили дед да баба. И у них была Машенька. Пришли подружки к бабушке. Вот, они просят: «Отпусти нам Машеньку в лес. За грибами». Ну, отпустили они, бабушка с дедушкой. «Сходи, — говорят, — нарви. Мы пирогов испекём».
Ну, ходили – ходили они по лесу, нарвали полные корзинки грибов. Они кричали, кричали Машеньку, не отзывалась. Ну, они кричали, кричали, ушли домой.
Осталась Машенька. Шла-шла-шла по лесу, видит: стоит избушка. Зашла в избушку. Там жил медведь. Ну, вот она все убрала в избушке. Приходит медведь. Ну, медведь сказал: «Кто убрал здесь?» Ну, Машенька вышла и говорит, что я убрала. Ну, медведь говорит: «Давай играть в жмурки. Если я тебя поймаю, я тебя съем». Ну, вот. Стали они играть, а мышка вышла, в колокольчик звонит, Машеньку прятает, чтобы не съел. Звонит. Он бегал-бегал за звонком. И не поймал Машеньку.
А дальше я забыла.

Нюрочка-снегурочка

Иланский район

Ирбейский район

Казачинский район

Канский район

Каратузский район

Кежемский район

Козульский район

Краснотуранский район

Курагинский район

Манский район

Минусинский район

Полякова Наталья Петровна, Год рождения 1956, Родилась и живет в г. Минусинск. Высшее образование  Записано в г. Минусинске 2013г

  1. Сказка

«Жила-была бабушка. Поехала в лес по хворост. Вдруг слышит: в болоте хруснуло, в лядине стукнуло — медведь идет.

— Бабка, бабка, съем я кобылку.

— Не ешь, такой-сякой, дам тебе теплушку».

В другой раз она пообещала медведю крепушку, а в третий — потомбалку. Но когда зверь пришел за этим в деревню, то оказалось, что теплушка — это теплая печушка — запечушка, на которой лежит ба­бушка; крепушка — крепко запертые ворота; потомбалка — «в лес не едет да дров не везет»

Галактионова Диана Дмитриевна 1984 г. р. Родилась в Республике Казахстан г.Астана. С 2013 г. живет с.Восточное Минусинского района. Образование высшее. Информация о родителях не предоставлена. Записала в 2016 году в с. Восточное Минусинского района Кайль.Н.В.

2. Сказка «Как Микола был коровой».

Жил-был один бедняк, и звали его Миколой. Была у него старая хата, а в хате полно детей. Как-то пошел Микола с женой в лес: сам-за дровами, жена-за грибами. Вдруг смотрят –богач, у которого Микола чуть ли не даром целый год служил, ведет корову с ярмарки. Жена Миколы зашептала:
-Если бы нам такую корову! Было бы детям молоко!
-Тихо, жена,-отвечает Микола.-Богач мне должен, вот и корова наша будет. Оставил он жену в кустах, а сам пошел на дорогу. Тихонько подошел к корове, снял с рогов веревку да себе на шею накинул. Корова-в лес пастись,  а Микола идет за богачом. Обрадовалась жена, поняв хитрость мужа, и повела корову домой. А богач шел и не оглядывался. Не знать, долго ли шел бы он так, да встретил знакомого купца. Эй, сосед,-позвал тот издалека,-что ты дал за этого вола.
Богач и теперь не оглянулся, лишь буркнул сердито:
-Если ты до сих пор вола от коровы не можешь отличить, то хотя бы помолчал.

-Да какая же то корова? Это вол, — хохотал купец.-Если не веришь, то сам посмотри.

Богач оглянулся и за голову схватился:
-Черт побери! Купил корову знатную, а такое приключилось.
Купец посмеялся да и пошел дальше, а богач стал посреди дороги и не знает, что делать.
-Откуда ты тут взялся? –спрашивает он Миколу.
-Я и сам не знаю, — отвечает тот.-не припомню, чтоб ты меня коровой купил. Богач прийти в себя не может.
-Как же ты коровой стал.
-Не знаю, -говорит Микола,-но догадываюсь, что прокляла меня одна вдова. Когда-то я был богатым и скупым. Служила вдова у меня год чуть ли не даром. Я скупился заплатить ей заработанное, и за это она меня сглазила: «Микола, чтоб ты коровой стал и был ею до тех пор, пока не выплатишь мне заработанное молоком».

Богач выслушал и выругался:

— Послал тебя черт на мою голову. Иди прочь и не выставляй меня на посмешище.

— Что ты говоришь?- рассердился на него Микола. Это тебе даром не пройдет. Где это слыхано, чтоб невинному человеку веревку на шею набрасывать. Будешь на суде отвечать.

Видит богач-беда будет. Заплатил  Миколе деньги, чтобы тот согласился молчать.

Пришел Микола домой с полными карманами, а жена уже успела корову подоить и молоко детям наливает. Через некоторое время корова отелилась, и выкормил Микола вторую. Старую решили продать. Идут они с женой на торг и корову ведут. Только пришли, а их обступили со всех сторон покупатели, потому что лучшей коровы, чем у них, в тот день не было. Жена торгуется, а Микола по сторонам глядит. Вдруг видит-идет осматривать корову ее бывший хозяин. Сказал об этом Микола жене-и тихонько в сторону. А богач осмотрел корову и зашептал ей на ухо:

-Что, Микола, снова тебя продают. Так тебе и надо. Да я не такой дурак, чтоб тебя купить!-и пошел прочь. А Микола с женой продали корову и вернулись  домой, довольные, что посмеялись над богачом. Вот и сказке как Микола был коровой конец, а кто слушал — молодец!

Мотыгинский район

Фаизова (Насырьянова) Раушанья Гайсовна, 1946 г.р. Родилась в Республике Марий-Эл, п. Суслонгер. С 1964 г. живет в п. Орджоникидзе Мотыгинского района. Образование среднее. Записала в 2015 г. в пос. Орджоникидзе Мотыгинского района  Дубаускас Ю.В.

1. Жила- была женщина, день и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трех своих дочерей. И выросли 3 дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Все вышли замуж и разъехались. Прошло много лет, мать заболела и посылает она дочерям свою рыжую белку. И говорит:

— Скажи им, пусть поспешат ко мне

Прибежала белочка к первой дочери:

— Ой! — вздохнула старшая дочь. — Я бы рада пойти, но мне 2 этих таза почистить надо!

Белочка рассердилась и говорит:

— Почистить 2 таза? Ну так и будь с ними во век неразлучна.

И тазы вдруг вскочили и накрыли ее сверху и снизу, и ползла она из дому черепахой.

Постучалась белочка ко второй дочери.

— Ой! — воскликнула средняя дочь. — Я бы сейчас побежала к матери, да мне на ярмарку холста надо доткать.

— Ну и тки всю жизнь, никогда не останавливайся! — сказала это белочка и превратила вторую дочь в паука.

А младшая месила тесто, когда та постучалась к ней. Дочь не сказала и слова, даже руки не обтерла, побежала к матери.

— Приноси же ты всегда людям радость, дитя мое и люди будут беречь тебя и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков- сказала ей белочка.

И правда третья дочь жила много лет и все ее любили. А когда пришла пора ей умереть, то она превратилась в золотую пчелку.

       Все лето день-деньской собирает пчелка мед людям. А зимою, когда все гибнет, пчелка спит в теплом улье, а проснется- ест только мед и сахар.

Ибрагимова (Султанахмедова) Назифа Абдулкафаровна, 1960 г.р. Родилась в респ.Дагестан. Здесь с 1992 г. Образование среднее специальное.Родители из Дагестана. Записала в 2016г . в пос.Орджоникидзе Мотыгинского района Дегтярева Е.А.

Сестра семи братьев.

То ли жили, то ли не жили, говорят, когда-то муж и жена. Было у них семь сыновей. Однажды пошли мальчики играть со своими сверстниками, а те не приняли их в игру.

-Мы не хотим играть с братьями, у которых нет сестры! – сказали им сверстники. Вернулись домой семеро братьев очень печальные.

— Что с вами, сыночки? – забеспокоилась мать. – Кто вас обидел?

— Мы хотели поиграть с соседскими детьми, а они не приняли нас в игру, потому что у нас нет сестры!

И сказали семь сыновей отцу с матерью:

— Нет у нас сестры. Не хотим мы здесь жить. Испеките нам хлеб в дорогу. Мы пойдем странствовать.

Горько плакали родители, не отпускали сыновей, Но сыновья покинули отцовскую саклю.  Долго они странствовали, но пришли в дремучий лес, нашли вековую чинару и построили под чинарой жилье себе.

Стали они охотниками. Днем ходили за добычей, а к вечеру домой возвращались.

Прошло много лет. А у матери родилась и подросла за это время дочь.

Захотела однажды девушка со своими подружками поплясать, а те не приняли ее в хоровод.

-Мы не хотим танцевать с сестрой. У которой нет братьев.

Заплакала девушка, прибежала домой.

— О чем ты плачешь, доченька? – встревожилась мать.

— Хотела я поплясать, а девушки меня прогнали, сказали: У тебя нет братьев.

— А доченька! – заплакала мать. – Братьев у тебя семеро. И замолчала. Но девушка стала ласкаться к матери и стала просить ее рассказать о братьях.

— Да, было у тебя семеро братьев, доченька…Обиделись твои братья. Что нет у них сестры и ушли много лет из дома.

— Ах, мама! Я пойду за ними! Укажи мне дорогу.

Очень горевали отец с мамой, долго отказывались отпустить дочь, но пришлось им отпустить. Купили ей новые чувяки, дали ей сладких чуреков да кувшин шербета. И пошла девушка за своими братьями.

Встретился ей пастух по дороге.

— Отведай моего шербета! Отведай сладких чуреков! Не знаешь ли ты, где  находится дом семи братьев?

— Спасибо, милая! – сказал пастух. Угощения мне не надо. Я и так скажу как дойти до твоих братьев. Иди по этому ущелью до дремучего леса. В дремучем лесу увидишь вековую чинару. Под чинарой дом семи братьев.

Поклонилась девушка и пошла дальше. Отыскала дом своих братьев, открыла дверь и вошла. Навела порядок. Ужин сварила, а потом спряталась в сундук с орехами.

Вернулись братья с охоты. Увидели порядок в доме, обрадовались:

— Кто это о нас позаботился?

Поужинали и говорят младшему:

— Пойди, братец, принеси орехов.

Сунул брат руку в сундук, а там что-то живое. Испугался и как закричит:

— Здесь кто-то есть!

Подошел старший брат, открыл сундук и увидел там девушку.

— Кто ты такая? – спрашивают братья.

Рассказала девушка.

— Так ты наша сестрица? – обрадовались братья. – Будь в нашем доме хозяйкой! Поживем немного в лесу, потом вернемся к отцу с матерью.

Рано утром собрались на охоту и наказывают сестре:

— Здесь все твое. Делай что хочешь, но смотри чтобы не потух огонь в очаге… огня в этих местах не достать.

Ушли братья в лес. А девушка поднялась на крышу и стала нанизывать кораллы на нитку, не забывая поглядывать на очаг. Раз, когда она так наклонилась, упала у нее прямо в очаг бусинка. И когда девушка смотрела, есть ли в очаге огонь, она видела эту бусинку и думала, что это тлеет огонек.

Стало солнце заходить. Спустилась девушка с крышей. Хотела разжечь огонь, а огня в очаге нет – только красная бусинка! Забралась девушка высоко на чинару и увидела, что вдали над лесом дымок. А там где был дымок, был дом злого змея Ашдаги. Но девушка этого не знала.

Слезла она с чинары и решила побежать к соседям огонька попросить. Прибежала к дому Ашдаги, стала в ворота стучаться.

Ашдага услышал и сказал своей дочери:

-Эй, Гури, Гури, дочь моя Гури- пери! Подойди посмотри, кто там стучится!

Вышла дочь Ашдаги, посмотрела: стоит за дверью девушка и плачет. Пожалела ее Гури-пери, сказала тихонько:

— Милая моя сестрица, ведь мой отец- змей Ашдага! Если он тебя увидит, станешь ты лакомством для него! Беги отсюда!

-Убить меня в вашей власти,- отвечала девушка. –Пощадить- тоже в вашей власти. Делайте что хотите, только дайте мне огня. Я не могу оставить моих братьев без ужина…

— Что ж, заходи тогда,-пригласила дочь Ашдаги и крикнула:-Отец, эта девушка просит у нас огня!

Ашдага в ту пору был сыт. Он подумал: Я могу съесть ее и потом. Только надо пуститься на хитрость.

— Принеси мне железное сито,- велел он дочери.

Наполнил Ашдага сито золой, а сверху положил горящие угли.

-Когда будешь нести,- сказал он девушке,- покачивай по дороге сито, иначе угли затухнут. Поблагодарила девушка, схватила сито и, покачивая его, побежала домой. А где бежала, там от золы след оставался.

Разожгла девушка огонь в очаге, сварила ужин. Вернулись ее братья домой: поели, попили и спать легли… Она им ничего не рассказала, побоялась.

Рано утром ушли семеро братьев, как всегда, в лес на хоту. А змей Ашдага к тому времени успел проголодаться и по следу, который оставила зола, приполз к дому семи братьев. Увидела девушка змея, закрыла дверь на засов.

— Открой! – шумел змей. – Открой, а не то дом развалю!

Но девушка не открыла.

— Вот сейчас вернуться мои братья! – крикнула она.

— Хорошо! Завтра я тебя съем! – погрозился змей и уполз.

Вечером. Когда вернулись братья, молвила сестра:

— Милые братцы. Не уберегла я огонь в очаге, и пришлось мне просить огня у змея  Ашдаги. А сегодня Ашдага приполз к дому и грозился меня съесть.

— Не бойся. Мы его убьем! – успокоили братья.

Вырыли они у дверей сакли яму и накрыли войлоком. А сами спрятались за дверью.

Голодный Ашдага приполз на другой день и свалился в яму. Выскочили из-за двери братья и пустили в него семь стрел. Убили Ашдагу и землей засыпали. Упросила сестра братьев вернуться домой.

Купили золотой сундук и белого верблюда. Сестру посадили в этот сундук, навьючили сундук на верблюда и пустились в путь.

Все было бы хорошо, но попался им заяц. Не стерпели семеро братьев, схватили луки и бросились догонять зайца. А белый верблюд брел да брел потихоньку. Увидел его проходивший мимо молодой крестьянин. Остановил он верблюда. Отрыл сундук. А там красавица девушка!

Долго ждали они братьев, но те, видно, потеряли дорогу.

— Пойдем к нам! – сказал юноша. Если я тебе по сердцу будь моей женой.

Девушка согласилась. Вышла за него замуж. Родился у них сын. Когда мальчик научился говорить, мать привела его на берег озера.

— Как станут в озере лягушки квакать, брось в них горсть песку и скажи:

— Лягушки, лягушки! Моя мама – сестра семи братьев, моя мама – поклажа белого верблюда. Моя мама – сокровище золотого сундука!

Ушла она, оставив ребенка на берегу, и слышит мальчик заквакали в озере лягушки. Закричал он громко:

— Эй, лягушки! Моя мама – сестра семи братьев! Моя мама – поклажа белого верблюда! Моя мама – сокровище золотого сундука!

Проходили в это время семеро братьев. Услышали они. Что кричал мальчик мальчик, обрадовались.

— Веди нас скорее к твоей маме! – сказали братья.

Но сестра уже сама бежала к озеру им навстречу. Обнялись они и поклялись никогда больше не разлучаться.

А потом все вместе: и зять семи братьев, и племянник семи братьев, и сестра семи братьев, и сами братья – вернулись к отцу с матерью и остались там навсегда.

Назаровский район

Нижнеингашский район

Новоселовский район

Партизанский район

Пировский район

Рыбинский район

Саянский район

Северо-Енисейский район

Галина Михайловна Комкина 1974 г.р. проживает в п. Тея, Северо-Енисейского района, Красноярского края. Образование среднее специальное образование. Записала в 2021 г. в п Тея, Северо — Енисейского района Гаврилюк Елизавета Ивановна.

Сказка «Хозяин воды».

В реке жил страшный и сильный Хозяин воды, часто наверх выплывал, хватал всех с берега и уносил к себе в глубокий омут. Люди боялись Хозяина воды, подарки ему бросали.

Один смелый рыбак стал спускать в реку большую сеть. Хозяин воды услышал:

— Ты что делаешь, мужик?

— Да вот хочу всю рыбу сетью вычерпать.

Хозяин воды крикнул:

— Я не отдам тебе рыбу!

— А я и тебя самого сетью на берег выволоку.

— Посмотрим, кто победит. Давай бороться.

Стали бороться. Рыбак подставил ножку и повалил Хозяина воды. А тот не сдается:

— Полагается до трех раз. Завтра опять будем бороться.

— Ладно, пришлю своего младшего брата — рыбак смеется.

А младшим братом рыбака был дедушка-медведь. Вечером братья обо всем поговорили, а утром дедушка-медведь пошел на берег реки и стал там сладкую травку жевать. Хозяин воды увидел, хотел напугать младшего брата рыбака выскочил на берег и крикнул: хуг, хаг!

Дедушка-медведь не испугался, встал на задние лапы и схватился бороться. Долго они друг у друга силу выматывали, ногами притопывали, — на месте камня болото сделалось. К вечеру дедушка-медведь поборол противника.

Ночью Хозяин воды в глубоком омуте отдохнул, а утром снова к рыбаку выплыл:

— Давай, кто дальше забросит.

— Давай, — согласился рыбак.

Хозяин воды схватил свой водяной кнут, размахнулся, забросил на облака и похваляется:

— Видал! Сейчас дерну—дождь польется.

И правда: гром загремел, молния засияла, кнут Хозяина воды вместе с дождем назад в реку упал.

А рыбак смотрит и усмехается:

— Я подальше твоего заброшу. Схватил он талиновый куст, вырвал и с размаху бросил себе за плечи. А Хозяин воды глядел на небо и ничего не видел. Рыбак говорит:

— Подожди — увидишь.

Вечер наступил, из-за гор луна показалась.

— Вон-вон, моя талина упала на луну!

Хозяин воды смотрит: правда — на луне темное пятно. Делать нечего: рыбак три раза победил, как по уговору было. Хозяин воды сказал:

— Вы, люди, сильнее всех на свете. Ловите мою рыбу, только меня не трогайте.

Тут он сразу нырнул в самый глубокий омут. Там заполз под тяжелый камень. Людям он не показывается и худое делать боится. А человек стал и на земле, и на воде хозяином!»

Сухобузимский район

Гурская Евдокия Фёдоровна, 1950 г.р. Родилась в Республике Бурятия, Проживает в с. Иркутская  Сухобузимского района с 2012 г. Записала в 2014 г. в с. Иркутская Сухобузимского района Сизикова Н.И.

«Брат и сестра»

Шли просёлком брат и сестра. Стали подходить к деревне. Брат говорит: 

— Я здесь молока куплю.

А сестра:

— А я в молоко хлеба накрошу!

Брат ухватил сестру за косу и давай за неё дёргать и приговаривать:

— Не кроши в молоко хлеба, не то прокиснет! Не кроши в молоко хлеба, а то прокиснет!

Пришли в деревню, а молока им никто не продал.

Таймырский Долгано-Ненецкий район

Тасеевский район

Туруханский район

Давиндук Марина Юрьевна,1965 г.р. Родилась в д.Советская речка Туруханского района Живет в с.Туруханск. Образование высшее. Знает от своей мамы Давиндук Валентины Егоровны. Записала в 2013г. в с.Туруханск  Гусаренко Л.В.

                                                   «Лиса и сорога»

1. Пришла лиса в гости к сороге. А сорога была в чуме в то время одна, дети ушли гулять и жалуется лисе: «Я так сильно заболела, ничего не могу делать». А лиса отвечает; «Ты не переживай, я помогу тебе во всём, всё сделаю, вылечу тебя и детей своих позову на помощь». Позвала лиса своих детей, и полакомились сорогой-мамой. Пришли дети домой и спрашивают: «А где же наша мама?» А лиса отвечает: «Нет вашей мамы, исчезла ваша мама». И сороги стали горько плакать, долго плакали, что даже покраснели у них глаза. И с тех пор у них глаза остались красными.

Лосира и Ичикочо

2.         (Лосира-имя брата, Ичикочо-имя сестры). Жили, были брат с сестрой, Лосира и Ичикочо. Брат был спокойный, а сестра была хитрая как лиса, и всё время брата обманывала. И вот в очередной раз они разругались сильно. Лосира сказал: «Я тебя сожгу в костре, ты будешь летать, как мошка и будешь кусать людей. А Ичикочо говорит: «Когда я тебя сожгу, ты будешь, как комар летать и пить кровь у людей». И так в ярости сожгли друг друга и превратились в комаров и мошек. И до сих пор летают и сосут кровь у людей.

Максунова Зоя Васильевна 1954г.р, Родилась и живет в с.Бакланиха Туруханского района. Сведений об образвовании и родителях нет. Записала в в 2013 г. в с.Бакланиха Туруханского района  Мальцева М.Г

1. Кетская сказка О трех братьях.

Жили – были три брата, старший Тогото, средний Бальня, младший Белигене. Однажды со стороны эвенков пришел посыльный (разведчик) который сообщил, что с ними хотят помериться силой, испытать в битве – борьбе три брата эвенка. Согласились братья на встречу. Стали готовиться к ней, наловили разную рыбу, добыли много дичи, приготовили богатое застолье, а ложек рядом с едой не положили.

Приехали эвенки, усадили их за стол, один брат просит у эвенка нож, другой у другого нож для еды вместо ложек. И только третий выхватил нож у эвенка, как двое эвенков тут же были убиты на месте, а третий эвенок успел схватить  пальму, оттолкнуть локтем Белигеня и одним прыжком, махом выскочил из чума. Двое братьев, видя что младший не управился с эвенком, только успели Белигеню, исчезнувшего за эвенком, крикнуть: «Если ты упустишь эвенка, то тебя, твое сердце съедим».

В погоне за эвенком, всё же Белигеня успел догнать и перегнать эвенка и ухватиться за его пальму, держа своё оружие в зубах. В гневе эвенк размахнулся и со всей силой опустил пальму в снег, но подняв ее он увидел Белигеня державшегося за обух пальмы, еще с большей силой махнул эвенк обухом пальмы о землю в надежде раздавить врага, но поднимая пальму, он вновь увидел Белигеня державшегося уже за острие пальмы и настороженно следящим за каждым движением противника, готовый в любую секунду выхватить у него пальму. В момент растерянности эвенк услышал шум, топот погони и крик: «Держи, держи его». Тогда в отчаянии эвенк направил со всей силой пальму вместе с Белигеней в сторону своих преследователей и пустился со всех ног бежать, еще надеясь спастись. Но не пришлось убежать эвенку, его настигла пальма Белигеня, которая  попала в пятку  эвенка и разрезала сухожилия ноги.

Долго ждала мать эвенков возвращения своих сыновей, не верила людям, что сказали, что Бальня со своими братьями убили их и только тогда, когда прошло три года поверила и запричитала «Уж я ли не старалась вырастить детей сильными, я ли не мыла чисто грудь, вскармливая их, да видно та мать сумела чище вскормить детей своих».

2. Кетская сказка «Бабушка и внук»

Бабушка говорит внуку: «Если я заболею и умру, то ты меня положь в заплечный мешок  и повесь на дерево, нависшееся над водой».

Долго ли коротко ли прошло времени, заболела бабушка и умерла, поплакал, погоревал внук да делать нечего, надо выполнять наказ бабушки. Взял внук тело бабушки положил в мешок, нашел дерево, навившееся над рекой, и завязал его к стволу над водой. Снова заплакал, загоревал. На другой день пришел, висит мешок с телом бабушки, посидел, поплакался, ушел домой. В следующий раз приходит, а мешка нет, оборвалась веревка, унесло водой бабушку.

Несет течением мешок, донесло до места, где нерестится сорога. Сорога – рыба говорит: «Бабушка, бабушка мы тебя обольем чешуей, поможем выбраться на берег»,  «Внучата, внучата не трогайте меня, пусть меня течет течением». Вот плывет она дальше, донесло ее до места, где язи живут. Язь-рыба говорит: «Бабушка, бабушка мы тебя обольем чешуей, поможем выбраться на берег»,  «Внучата, внучата не трогайте меня, пусть меня течет течением». Несет течением ее дальше, приплыла она к излюбленному месту пелядок, чиров. Увидели ее рыбы и говорят: «Бабушка, мы тебя чешуей обольем». А бабушка вытащила гребень, выбросила наружу, вода стала на глазах падать и появляться сушь, стала вместе с ней тут же на суше оставаться рыба, какая была на этом месте. Стала бабушка потрошить, сушить, вялить ее, а затем снова нашла место с такой же рыбой и снова наготовила, насушила, навялила, семь раз она находила такие места, на долгое время наперед наготовила рыбу, сделала запас. А потом собралась домой, потихоньку подошла к дому и через отверстие чума взглянула внутрь. А около очага из трех головешек сгорбился, притулился внук и приговаривает: «Бабушкой оставленные угли огня пусть не утухнут, бабушкой оставленные угли огня пусть не утухнут». Взглянула на это бабушка, плюнула на головешки, огонь и угас. А внук, увидя это, упал назад на спину и забил ногами от горя. Старуха вниз соскочила. Увидел ее внук, живой, невредимой, с богатой добычей, обрадовался бабушке и засмеялся.

Тюхтетский район

Ужурский район

Уярский район

Шарыповский район

Боярская Людмила Алексеевна, 1950 г.р. Родилась в г. Ужуре. Информация о времени переезда в Шарыповский район не предоставлена. Образование среднее специальное. Родители из Ужура.
Записала в 2015 г. в с. Парная Шарыповского р. Бурова Екатерина Михайловна

Захотел тетерев дом строить. Подумал-подумал: «Топора нет, кузнецов нет — топор сковать некому». Некому выстроить тетереву домишко.
«Что ж мне дом заводить? Одна-то ночь куда ни шла!» Бултых в снег!
В снегу ночку ночевал, поутру рано вставал, по вольному свету полетал, громко, шибко покричал, товарищей поискал. Спустился на землю, свиделся с товарищем.
Они играли, по кусточкам бродили, местечко искали, гнездышки свивали, яичушки сносили и деток выводили. С детками они во чисто поле ходили, деток мошками кормили, на вольный свет выводили и по вольному свету летали и опять зимой в снегу ночевали.
«А одна-то ночь куда ни шла! Чем нам дом заводить, лучше на березоньках сидеть, во чисто поле глядеть, красну весну встречать, шулдар — булдары кричать!»

Боярская Людмила Алексеевна, 1950 г.р. Родилась в г. Ужуре. Информация о времени переезда в Шарыповский район не предоставлена. Образование среднее специальное. Родители из Ужура. Записала в 2015 г. в с. Парная Шарыповского р.  Бурова Екатерина Михайловна

Про тетерева

Захотел тетерев дом строить.

Подумал-подумал: «Топора нет, кузнецов нет — топор сковать некому».

Некому выстроить тетереву домишко.

«Что ж мне дом заводить? Одна-то ночь куда ни шла!» Бултых в снег!

В снегу ночку ночевал, поутру рано вставал, по вольному свету полетал, громко, шибко покричал, товарищей поискал. Спустился на землю, свиделся с товарищем.

Они играли, по кусточкам бродили, местечко искали, гнездышки свивали, яичушки сносили и деток выводили. С детками они во чисто поле ходили, деток мошками кормили, на вольный свет выводили и по вольному свету летали и опять зимой в снегу ночевали.

«А одна-то ночь куда ни шла! Чем нам дом заводить, лучше на березоньках сидеть, во чисто поле глядеть, красну весну встречать, шулдар — булдары кричать!»

Шушенский район

Эвенкийский район

Минусинск

Гераськина Сусанья Ефимовна, 1914 г.р. Родилась в д. Средняя Салба Идринского района. В Минусинске с 1961 года. Образование 1 класс. Родители салбинские. Записала в 1993 г. в г. Минусинске Трофимова Ю.В.

1. Про медведя на деревянной ноге.

Жили-были дед да баба. Есть у них было нечего и послала баба деда в лес: «Сходи, дед, в лес, принеси чего-нибудь». Пошёл дед в лес. Шёл, шёл, далеко зашёл, видит — медведь спит. «С таким большим мне не справится. Дай, думает, пока медведь спит, ногу у него отрублю». Так и сделал. Пришёл домой, ногу бабке отдал. Бабка ногу разделала, мясо варить поставила, шкуру себе постелила, а шерсть на пряжу пустила.

Проснулся медведь, смотрит, а ноги-то и нет. Рассердился медведь, дождался ночи, привязал к ноге колоду и пошёл в деревню. Идёт и ревёт: «Кто не спит? Кто моё мясо варит, на моей шкуре сидит, мою шерсть прядёт? Найду и съем!». Ходил, ходил, не нашёл, вернулся в лес.

На другую ночь опять пошёл. Идёт и ревёт: «кто моё мясо варит, на моей шкуре сидит, мою шерсть прядёт? Найду и съем!» Ходил, ходил, не нашёл.

Настала третья ночь. Снова пошёл медведь в деревню. Идёт и ревёт: «Кто не спит? Кто моё мясо варит, на моей шкуре сидит, мою шерсть прядёт? Найду и съем!» Ещё пуще испугались бабка с дедом! А медведь уж и дом их нашёл. «Дед варит моё мясо, бабка сидит на моей шкуре и прядёт мою шерсть. Сейчас ворота сломаю и съем их!» Сломал медведь ворота, к дверям подходит. А бабка хитрая была — велела деду зыбку привязать, сами в неё залезли. А медведь ревёт: «Дед варит моё мясо, бабка сидит на моей шкуре и прядёт мою шерсть. Сейчас двери сломаю и съем их!» Сломал медведь в двери, заскочил в дом, тут бабка с дедом раскачались и дали медведю по носу. Испугался медведь, убежал в лес, больше не приходил.