Былички, бывальщины


Муниципальные районы

Абанский
Ачинский
Балахтинский
Березовский
Бирилюсский
Боготольский
Богучанский
Большемуртинский
Большеулуйский
Дзержинский
Емельяновский
Енисейский
Ермаковский
Идринский
Иланский
Ирбейский
Казачинский
Канский
Каратузский
Кежемский
Козульский

Краснотуранский
Курагинский
Манский
Минусинский
Мотыгинский
Назаровский
Нижнеингашский
Новоселовский
Партизанский
Пировский
Рыбинский
Саянский
Северо-Енисейский
Сухобузимский
Таймырский Долгано-Ненецкий
Тасеевский
Туруханский
Тюхтетский
Ужурский
Уярский
Шарыповский
Шушенский
Эвенкийский

Городские округа

г. Ачинск
г. Боготол
г. Бородино
г. Дивногорск
г. Енисейск
г. Канск
г. Красноярск
г. Лесосибирск
г. Минусинск
г. Назарово
г. Норильск
г. Сосновоборск
г. Шарыпово

ЗАТО город Железногорск
ЗАТО город Зеленогорск
ЗАТО поселок Солнечный
п. Кедровый

Муниципальные округа

Пировский
муниципальный округ

Тюхтетский
муниципальный округ

Шарыповский
муниципальный округ

Абанский район

Ачинский район

Дербенёва Лариса Владимировна, 1941 г.р., Родилась в д. Сосновое Озеро Ачинского района. Образование 7 классов. Родители – отец из Россеи, мама из Ачинска. Записали в 2013 г. в д. Сосновое Озеро Ачинского района Н.Д. Смолянская, Е.Ю. Лоцман.

Была в деревне колдунья бабка Лиза, которую все побаивались, не показывали ей новорожденных, боялись, что ребенок мог умереть. Если корова отелилась и она приходила и  просила молока, то не надо было давать, на что она очень сердилась. И в то же время приговаривала : «Молодец, что не дала молока, хозяйка».

Когда подошло время ей умирать, она ушла из дома. Весной её нашли на лугах с выклеванными глазами.

Балахтинский район

Березовский район

Бирилюсский район

Боготольский район

Богучанский район

Большемуртинский район

Сахарова Мария Петровна, 1935 г.р. Родилась в д.Муратово Большемуртинского р. Родители из Поволжья. Сведения об образовании, о родителях не предоставлены. Записала в 2013 г. в с. Таловка Большемуртинского района Коледо Г.В.

У меня умер сын. Я сильно по нему горевала, особенно когда смотрела на его вещи. И вот решила отдать вещи умершего сына другому сыну, старшему. Как только отдала вещи, в ту же ночь пришел умерший сын и стал искать свои вещи. И так он приходил не одну ночь. Уже не знала, что делать, пообещала купить новые. И после того, как купила, он перестал приходить.

Большеулуйский район

Мышляева Александра Гавриловна, 1935 г.р. Родилась и живет в д. Турецк Большеулуйского района. Образование 4 класса. Мать из Белоруссии, отец из Пензы.
Записала в 2013 г. в д. Турецк Большеулуйского района Мышляева Т.Ю.

В ночь купальскую девки шли в вечерки, а за ними бежала свинья. Девки испугались, забежали во двор, а свинья за ними, бросаться на них стала. Парни увидали, и давай эту свинью ловить, за уши драть, пинать. Она вырвалась, за угол забежала и пропала, как растворилась. А наутро одна старуха заболела: уши платком завязала и бока у ней болели. Это и была ведьма.

Шефер Ирина Анатольевна, 1972 г.р. Родилась в г. Ачинске. Информация о месте рождения, образовании и родителях не предоставлена.
Записала в 2013 г. в с. Новая Еловка Большеулуйского района Фелькер Н.В.
Знает от бабушки из Московской области.

Домовой бывает кругленький, маленький, пушистенький, черненький или серенький. Живет в углах,нелюбит, когда в доме беспорядок, шумно. Если это продолжается долгое время, то хозяева начинают о него спотыкаться, в доме начинает звенеть посуда, падать предметы. Если все хорошо, его не сылшно и не видно. Перед событиями какими-то он может прийти, его можно ощутить: тело каменеет, нельзя пошевелить руками и ногами, и даже закричать.
В этот момент можно задать вопрос «К худу или к добру?» Чтобы задобрить его, нужно напоить молочком. Молочко ставят в блюдечке на ночь.
Когда переходят в новый дом, в комнате на пол расстилают чистую простынь, кладут в нее чистое белье, кусочек ржаного хлеба и десятикопеечную монетку. Заворачивают и завязывают узел со словами: «Домовой, пошли со мной». На новом месте разворачивают со словами «Хозяин домовой, прими меня домой. Ни день дневать, не ночь ночевать, а весь век вековать». Если его не позвать, то на новом месте можно не прижиться. Или неуютно будет жить, «не по душе».

Амелькина Клавдия Фёдоровна, 1928г.р. Родилась в д. Карабановка Большеулуйского района. Образование 5 классов. Родители из Могилёвской области.
Записала в 2013 г. в с. Берёзовка Большеулуйского района Угайнова Л.В.

Один мужик уехал в город с обозом. Жена его ждала до позднего вечера, не дождавшись, легла спать на печи. Слышит, кто-то топает по избе. Хотела открыть глаза, посмотреть, глаза не открываются. Некто прыгнул на припечку, потом на печку, навалился на жену кто-то тяжёлый, что и не вздохнуть. А жена догадалась, что это был домовой, и знала, что нужно спросить: «К добру или к худу?» Домовой ответил: «К худу». Тут же спрыгнул с печи и ушёл. Жена открыла глаза и всю ночь не могла уснуть. Утром вышла на улицу и увидела лошадь у крыльца, а на санях мёртвый муж лежит.

Лексина Александра Петровна, 1035 г.р. Родилась и живет в д. Турецк Большеулуйского района. Родители здешние, деды из Пензы.
Записала в 2013 г. в д. Троицк Большеулуйского района Мышляева Т.Ю.

Домовой — хозяин дома. Он как маленький человечек, живет на печи. Весь день ходит за хозяйкой следом. Говорили: «Сама умаялась да и хозяина притомила, еле пришел». Кровать ставили всегда у порога. Это для домового, хозяйка приляжет, и он рядом. В этом доме всегда порядок и достаток. Домовой боится свисту.
При переходе из старого дома в новый уходили со словами: «Хозяин мой, пошли со мной». Брали с собой кошку. В новый дом придя, говорили: «Хозяин мой, пришли домой». И выпускали кошку.
Если вещь какая пропадет, надо сказать: «Шутик, шутик, пошутил да и за щеку».
Если лошадь или корова не полюбилась домовому, он ее мучает, гоняет по стайке. Наутро скотина вся мокрая, уставшая, пугливая. Надо свечой обойти, святой водой напоить.
Если душит человека, надо спросить: «К худу или к добру?» К добру — теплом повеет, к худу — холодом.

Мацневич Анна Павловна, 1929 г.р. Родилась в д. Верхний Тюхтет Бирилюского района. Образование 4 класса. Сведения о родителях не предоставлены. Записала в 2013 г. в д. Новоселы Большеулуйского района Корешникова О.В.

Если уехал в другой дом и домового не взял с собой, он будет плакать в углу. Надо вернуться и позвать с собой: «Домовой, пойдем со мной. Домовой, пойдем со мной».

Ишмухаметова Рамиля Михайловна, 1962 г.р. родилась в д. Елга Большеулуйского района. Образование среднее специальное. Родители с Украины.
Записала в 2013 г. в д. Елга Большеулуйского р. Бчекмухаметова Виктория Анатольевна

Когда моя мама была беременная, они жили тогда в старой бане. Ей тогда приснилась бабка-повитуха, как будто она гладила ей живот и родился

Записи 2014 года

Амбросёнок Екатерина Фёдоровна, 1955 г.р. Родилась в с. Лодочное Большеулуйского района. Живет в с. Бобровка Большеулуйского района с 1967 года. Образование среднее специальное.  Родители из Большеулуйского района, деды из Белоруссии.Записала в 2014 году в с. Бобровка  Большеулуйского района Кузьмичёва С.Н.

1. На тётку Аграфену все в деревне жаловались, что она «отбирает» у коров молоко. И вот решили её проверить. У соседки Фроськи заболела корова. С утра она почитала молитву «Отче наш» несколько раз и подумала на тётку Аграфену, явится она к ней или нет. Тут та появилась с просьбой взять молока. Но давать, что она просит ни в коем случае нельзя, чтобы все наладилось с коровой. Поэтому соседка Фроська ей отказала и у коровы появилось молоко.

2. 15 мая по Православному календарю Борисов День. В нашей деревне, в Лодочном, говорили, что если работать в этот день — нанесешь вред для себя и скотины. Бабка Киселиха развела щелок заранее для стирки белья и пожалела его вылить, пришлось ей заняться стиркой. После стирки у нее заболели руки. Чем только она не лечила, улучшений не было. Говорили, что в ближайшей деревне живет дед — он колдун. Она обратилась к нему и он ей посоветовал: «Возьми кость павшего животного и прокипяти её, мой руки этой водой, болезнь отступит». После такого лечения болезнь отступила.

Дзержинский район

Емельяновский район

Енисейский район

Ермаковский район

Теплова Любовь Федоровна, 1937 г. р. Родилась в г. Прокопьевске Кемеровской обл. В с. Ермаковском живет с 2012 г. Образование 8 классов. Родители и деды родом из Кузбасса.
Записала в 2013 г. в с. Ермаковское Шерстнева Людмила Владимировна.

Пошли бабы на покос, сено ворошить, а одна с младенчиком была. Подвесила его в корзине на ветку крепкую, да пошла работать. А как вернулась, видит – стоит медведиха на задних лапах, да младенчика того в передних, как мать свое дитя держит. Упала баба на колени перед медведихой, и стала ее слезно просить, чтоб отдала та дитятко ей! Посмотрела медведиха на бабу голосящую, положила младенчика целого и невредимого на землю перед ней и была такова.

Идринский район

  1. Это дело было в войну. Быличка о предсказании будущего.

Рассказчик Соколова Лидия Феофановна, 1927 г. р. Родилась и живет в д. Большая Салба Идринского района. Образование 4 класса. Деды орловские и пермские. Записала в Большой Салбе в 1999 г. Соколова С.В.

Это дело было в войну. Отечественную. Ну, уже под конец войны. Ну, и поехали ребятишки (подростки, конечно) по солому в степь. Приезжают, там сидит старик на сене.. На соломе. Ну, они покрутились-покрутились, че-то побоялись. И вернулись. Домой. Ну, приезжают без соломы. Бригадир спросил, почему без соломы. Да там, гыт, какой-то старик сидит на соломе, и не дает нам соломы. Ну, бригадир да хозяйственник поехали туда. Поглядеть, что уж там за старик-то сидит. Приезжают, этот старик и вправду сидит на соломе. Ну, на снегу на соломе сидит.

— Ну, и гыт, ты, дед… Отец, почему тут не дал нашим ребятам соломы? 
— А я не держу, берите солому, сколько хотите, солома ваша.

Ну, и начали вроде того, это,  класть, брать солому. Ну, копнули, солому-то там открыли, а там гроб стоит. Гроб.

-А какой, гыт, отец, это гроб стоит? Можно посмотреть, чё в нем есть?

Говорит:

— Пожалуйста, открывайте, смотрите.

Открыли, а там кровь, почти полный гроб. Ну, не полный еще, но почти что полный.

— А кака, гыт, это кровь, дед, и зачем тут? И почему тут?
— А вот, гыт, когда наполнится полный гроб крови, тогда и война кончится.

Ну, там рядом ещё один гроб стоит. Ну, они ковырнули

— А это какой гроб, это с чем?
— Смотрите, говорит, — пожалуйста. Открывайте.

Открыли, гыт, а там цветы цветут. Всякие, просто как живые цветы.  Полный гроб цветов.

— А ето, гыт, чё такое?
— А это, говорит, будет жизнь хорошая, очень хорошая, но ненадолго.
— Дак, а тут еще че-то вроде, третий гроб. Можно открыть?
— Открывайте и тот, смотрите.

Открыли, говорит, и третий гроб. А там, гыт, червей полный гроб.

— А какие это черви, для чего оне?
— А это, говорит, люди будут с места на место, из государства в государство, гыт, будут вот так же вот будут все люди шевелиться и взад-вперед ездить. 

И дед исчез. Как не бывал.  Ну, и мужики-то смотрят, в чем дело.

(Собиратель) А гробы остались?

И гробы исчезли. Все исчезло, оне и смотрят. Оне же взрослые мужики. Глядят, и никого нету. Сон — не сон, не поймешь, что такое.

Иланский район

Ирбейский район

Казачинский район

Фролова Татьяна Алексеевна, 1956 г.р. Родилась и живет в д. Дудовка Казачинского района. Образование среднее. Мать из Дудовки, отец из д. Мокруша Казачинского р.
Записала в 2013 г. в . Дудовка Фролова Т.А. (Самозапись)

  1. А вот тятька рассказывал: Ехал он из Вилимовщины (д. Велимовка). Уже темнеть стало. Спустился к Синюхе и видит: лежит на дороге ягнёнок маленький, беленький. Взял и положил его на телегу. Лошадь зафыркала и понесла. Он едва вожжи удержал, мигом на горе очутился. Оглянулся, а ягненка на телеге нет. Только метнулась тень белая к речке, и смех раздался заливистый, детский. Рассыпался и покатился над лесом. С той поры боятся мужики ночью через Синюху ездить, торопятся засветло домой обернуться.
  2. Тоже тятька рассказывал. На пасеке сторож с семьей поселился. Как идет в деревню за хлебом, всех собак в округе переполошит, невзлюбили его. А ребятишек и жену в деревне не видел никто. Мы с Нюркой чуть свет по ягоды потезенили, полные лукошки нахватали. Домой-то идем и видим на крылечке избушки девчонка сидит. Вот ужасти — пучеглазая, и нос крючком, ну точно сова. Перекрестились мы и бегом домой припороли, чуть все ягоды не растеряли.
  3. А вот в давешнем годе была такая история… Уговорила меня баушка утре по черницу в Чертов лог сходить. Соседка еще увязалась, и потезенили. Ягод в логу дивно было, крупная да рясная. Я быстро полное лукошко нахватал и незаметно от баушки отстал. Оглянулся, а вокруг чащоба, и блазнится, что кличут меня. Побежал на голос, за коряжину зацепился и полетел в овраг. Страшно: солнце скрылось, ветер поднялся, затрещали сучья, захохотали серые тени. От страха я глаза закрыл и завыл. И на сотни голосов отозвалось мне эхо Чертова лога. Когда прочухался, не знаю, вылез из оврага и задал драпа. Баушка и соседка были совсем близко, и удержаться от смеха не могли, когда увидели меня: с вытаращенными глазами, перемазанного глиной, волосы клочьями. Но лукошко, закрытое накомарником, было полнехонько. Надвигалась гроза, и мы заторопились домой, подальше от Чертова лога.
  4. Вечером пошли с девчонками на озеро на мелкое окунуться после жары. А ить намедни мужики чё учудили: глубину озера вздумали мерять. Но вожжей не хватило дна достать. А ить говорят, что на этом месте церковь стояла, под воду и ушла — озеро образовалось. Да кто про то знает. Сидим с девчонками на берегу, а Марьянке блазнится, что где-то балалайка играет. Прислушались, и взаправду, словно струны плачут в лесу. Вдруг Манька из воды выскочила и бает, будто наткнулась на глубине на что-то мягкое, волосатое. Вот тут-то нас оторопь и взяла: подхватились и чесанули к дому с криками и визгом. Ноги сами приперли на угор. Упали в траву, еле отдышались. Видать, распугали мужики нечисть в озере. Ладно, хватит трёкать, пора и честь знать, по домам расходиться.

Петухова Тамара Михайловна, 1942 г.р. Родилась в с. Овсянка. С 1986 г. живет в д. Бобровка Казачинского р. Образование 6 классов. Мать из Казачинского р., отец из Забайкалья.
Записала в 2013 г. в д. Бобровска Казачинского р. Кузьмичева С.Н.

  1. Было это в 50-х годах в д. Сартачуль Шарыповского района. Ходили слухи, что в деревне есть две женщины, которые превращаются в свиней. Однажды шла девушка с клуба и за ней увязалась свинья и стала хватать за ноги. Девушка убегала, запрыгнула на забор. А там рядом была палка. Она ударила палкой по свинье. После говорили, что бабка Ворошилиха болеет, болит плечо.
  2. Жила в этой же деревне, Сартачуле, старая бабка Варвара. Ей было 103 года. Про нее говорили, что она связана с идолами. Дома у нее имелись деревянные куклы идолов. В деревне был деревообрабатывающий цех. Вот тащит она полный короб на дрова с цеха. Дети ей предложили помочь. Как они ни дергали этот короб, не могли с места сдвинуть. есть бабка отдохнула и спокойно потащила свой короб дальше. Это ей идолы помогали. Прожила бабка 106 лет, а когда умирала, долго мучилась, пока ей не прорубили дыру в потолке.
  3. Есть в д. Сартачуль одно место, которое называется Пол-Тайга. Про него говорили, что там всякое необычное происходит. Ну, и шуметь там нельзя. Ну вот, работала там бригада молодежная по выработке пихтового масла. Когда работа закончилась, они костер разложили, ну, и развеселились, зашумели. Вдруг услышали шум, и как вихрем занеслось вокруг костра, и всё раскидало по сторонам. Они испугались и давай убегать в избушку.

Долгопятова Людмила Александровна, 1953 г.р. Род. В д. Лодочное Большеулуйского р. В Бобровке в 1968 г. Образование среднее.
Записала в 2013 г. в д. Бобровке Казачинского р. Кузьмичева С.Н.

  1. Это было в Бобровке Большеулуйского района в 70-е годы. Жил в деревне старый дед Тит. Про него говорили,что он колдун. Однажды собралась молодёжь напротив его дома и расшумелась. Вдруг катится колесо по дороге. Все закричали: Колесо! И давай разбегаться по сторонам.
    А в следующий раз, когда опять так катилось колесо, кто-то из ребят воткнул палку в колес. Потом говорили, что дед Тит лежит проткнутый.

Канский район

Каратузский район

Кежемский район

Козульский район

Краснотуранский район

Фирсова Валентина Михайловна, 1939 г.р. Родилась в совхозе Юргинский Кемеровской области. Живет в д. Беллык Краснотуранского района с 2011 г. Образование высшее. Родители: мать сибирячка, отец чалдон.
Записала в 2014 году в с. Беллык Краснотуранского района Карелина В.А.

  1. Однажды на юге на одной из застав «деды» рассказывали байку про одного солдата. Служил на заставе молодой солдат. Вот ближе к дембелю этого солдата посылают на охрану поста. И что удивительно, как его служба по охране поста, так тихо подползает к нему змея, спокойно свертывается клубком, смотрит немигающим взглядом на солдата всю его охрану поста. Все уже привыкли к этому как вдруг солдат заболевает, попадает в госпиталь. Так он там и скончался. Похоронили его честь честью на кладбище. А на утро, как водится, видят, что на могилке солдата лежит, свернувшись клубком, змея. Так она там и была, пока не скончалась.
  2. В деревне Черёмушки жил Миша глухой. Он и правда был глухой, объяснялся, записывая в своей записной книжке. И вот однажды он спрашивает Нину (мать двоих детей) как они живут. Нина показала большим пальцем книзу, значит плохо. Миша глухой и пишет ей, что все знает, чтобы она пришла к нему домой за бутылочкой самогона. Это было в конце Второй мировой войны. Мужа Нины комиссовали после полгода в госпитале и он вернулся домой. А в деревне жила эвакуированная блокадница с матерью и сыном Костиком шести лет. Так вот она этого солдата отбила от семьи, да так, что он и забыл, что был женат и было у него двое детей. Так вот, Нина принесла самогонку заговоренную и дала выпить мужу и сама чуть пригубила. Муж весь вечер ходил по избе, то и дело выпивал немного самогонки пока всю не выпил. И странное дело, впервые подошел к своим детям что грелись у печки и погладил их по голове. Больше к блокаднице не пошёл.
  3. Еще в деревне Черемушки жили две замужние сестры, семейные. Жили они на отшибе, к ним не любили ходить. Называли их ведьмами, колдовками. Звали их Лена и Маша. Лена была «рукастая», все себе прибирала. Увидела, что Маша купила новые галоши, пришла в гости босиком, а ушла в новых галошах. К вечеру Маша отлучилась, пришла и застала Лену в новых галошах в своем огороде. Лена выбирала самую хорошую капусту, вырезала её и бросала за ограду. Маша не стерпела и Лена всю ночь простояла тут в огороде, а на утро Маша проводила её домой. Тогда Лена закипела, уговорила своего сына стрелять в дверь Маше из двустволки, а сама написала заявление участковому, что Маша поставила флягу бражки на самогонку. Участковый пришел, обнаружил все, флягу эту вылил, да и штраф не малый выписал. Машино терпение лопнуло. Лена заболела, долго болела, не могла умереть, пока свою дочь не взяла за руки. Люди говорят, что так «передают». Маша тоже скоро заболела, инсульт. Так тоже умерла.
  4. Дочь Лены занималась своими «чёрными» делами. Она ни разу замужем не была, зато мужики у нее были. Правда они что-то потом болели и умирали. И вот очередной «муж» получил «отлуп». Повесился на берёзе. А она даже не горевала нисколько, забавлялась с очередным «хахалем». Дети у нее пошли какие-то непутевые. Сделать гадость для людей было её занятием. То корова лишилась молока или доилась с кровью, то скотина какая пропадала. Я уже не говорю о болячках. И названия-то у них какие-то странные: свинка, грудная жаба, сучье вымя, рожа. Так было до той поры, пока кто-то приезжий не снял с неё «чары».
  5. Жила-была Люба с мужем, у них было трое детей. Люба была физиком, работала в техникуме. Мужа выучила, в люди вывела, а он её «отблагодарил» — ушел к невзрачной женщине, та работала счетоводом где-то. Так вот Люба себе места не находила: то в мусорке видела чью-то отрезанную голову, то по ночам к ней стучали, то дома какой-то неясный шум. А ничего нет, никого не видно. То гуся принесли ей и быстро ей всучили. Впрочем совсем она ожесточилась пока ей не помогла одна бабушка, к которой ей посоветовали обратиться. Попила она водичку, умылась ею и стала нормальной.
  6. Жила-была Света, росла, училась, выучилась, пошла на работу. Тут и свадьба её подошла. Все было хорошо. Только одно плохо: не могла Света родить, все выкидыш. Вот совсем Света дошла. Тут ей помогла бабушка, с которой она в квартале встретилась. Бабушка и спросила её: «Кто тебя поглаживал по спине, по животу и говорил, что ты спортивная». А это была её подруга. Так вот, Света родила спокойно одного, второго, третьего… А подруга тоже родила сына, но сын был идиот, даже мама сказать не мог, ничего он не знал и не понимал. Так была наказана подруга.

Карелин Михаил Игоревич, 1999 г.р. Родился и живет в с.Беллык Краснотуранского р. Сведения об образовании не указаны. Сведения о родителях не указаны.
Записала в 2015 г. в с. Беллык Краснотуранского района Карелина В.А.

  1. Слышал эту историю в 20012 году в Минусинском районе. В одной деревне по ночам бегала кобыла и била все ворота копытами. Никто не знал, чья она. Барин приказал мужикам проследить за ней и подковать ей передние копыта. Так и сделали. На утро стали кобылу искать. Когда пришли к барину, из дома вышла его дочь, а на руках были прибиты подковы.

Мигалёва Вера Васильевна, 1964 г.р. Родилась в д. Курск Краснотуранского р. Родители сибиряки. Переехала в с. Беллык Краснотуранского р-на в 1984 г. Образование среднее специальное.
Записала в 2015 г. в с. Беллык Краснотуранского р-на Карелина В.А.

Знаю это с детства. В деревне в доме была роженица. Ехали на повозке люди из другой деревни и попросились переночевать в этот дом. Хозяин объяснил, что у них роженица, и гости остались ночевать в телеге во дворе. Ночью начались роды и родился мальчик. Путников сделали крестными. После родов путники увидели двух голубей на крыше дома, которые говорили человеческим голосом: «Какую судьбу ему определим? В 20 лет он будет жениться и утонет в собственном колодце». Путники никому ничего не сказали. Через 20 лет играли свадьбу у мальчишки. Крестный накрыл колодец кожухом. Пока гуляли в доме, на улице прошел большой ливень и все вышли подышать. Молодой жених прикорнул на кожух у колодца да и захлебнулся насмерть водой, которая скопилась в ложбинке кожуха после ливня.

Мигалёва Мария Спиридоновна, 1936 г.р. Родилась в д. Курск Краснотуранского р. Переехала в с.Беллык Краснотуранского р. в 1976 г. Образование 7классов. Родители белорусы.
Записала в 2015 г. в с. Беллык Краснотуранского р-на Карелина В.А.

  1. Жила в деревне Курске Матрена. Звали ее Матрена-ведьма, потому что превращалась она в свинью. Когда девки и парни шли из клуба, она бежала за ними свиньей и хватала за одежду. Кого схватит- тот заболеет. А кто ее успеет

Курагинский район

Галкина Елена Анатольевна, 1962 г.р. Родилась в г. Москва. Здесь с 1996 г. Образование высшее. Родители калининградские.
Записала в 2013 г.в п.Подгорный Курагинского р-на Гриневич О.И.

  1. Говорят, у соседей наших банник в бане поселился. Давно живет и озорничает. Знает банник, когда хозяева баню станут топить, и давай их разыгрывать. То мыло утащит, то мочалки спутает. А то и воду горячую остудит. Вроде бы нагреется вода, а пробуешь – она холодная. Не понятно только, зачем озорничает. Говорят, так беду отводит, переключает на себя.
  2. Говорят, наши места богаты на всякие чудеса. Когда мы сюда приехали, много историй рассказывали про НЛО. Только кто ж его знает – НЛО это или еще что. Но вот только сама видела, собственными глазами. Поехали мы с травником (Травником я звала Лешу, который травы лечебные в тайге собирал и лечил ими людей) на водопад, а там озеро живописное среди леса раскинулось. Правда, сейчас испоганили это место застройками всякими, а 15 лет назад больно красиво было там. Вошли мы с ним в озеро, заплыли на середину. А с центра озера красотища смотреть на берега его, обрамленные деревьями. Лежу я на спине, убаюканная водичкой, посреди озера, вдруг вижу, как надо мной нечто сигаровидной формы бесшумно двигается в сторону водопада. Двигается осторожно так, не издавая ни малейшего звука. Потом остановилось, застыло. Мы с Лешей обомлели, рты раскрыли от неожиданности. А это нечто висело над лесом минут пять и медленно поплыло дальше, скрылось за деревьями. Долго мы обсуждали, что это было, но так и не пришли к общему знаменателю. Он говорил, что это НЛО, а я думаю, что это мираж какой-то.
  3. Одно время в нашем доме стали странные вещи происходить. То вдруг электрическая плита сама по себе включится. Точно помню, что выключала, а она горящей оказывается. То вдруг среди ночи свет в комнате включается. Просыпаюсь, а он горит. То вдруг падает с шумом какой-нибудь предмет на пол со стола или со шкафа. Один раз большая книга с полки грохнулась с таким шумом, что разбудила в доме всех спящих. Думали, что землетрясение. Так продолжалось неделю. Но неожиданно к нам приехал священник. Он заночевал у нас в доме, и в эту ночь тоже интересные события происходили: падали книги, включался свет…
    Я спросила на утро, слышал ли батюшка что-либо ночью. Он сказал, что не только слышал, но и видел тень, проходящую по коридору из одной комнаты в другую. Батюшка помолился, а потом сказал: «Вспомни, у вас никто не умер в ближайшие две недели?» Я вспомнила, что недавно похоронили моего друга Травника. «Помолись за упокой души его», — сказал священник. Что мы все и сделали, после чего все эти странности прекратились».
  4. Когда мы сюда переезжали из Калининграда, то перед самой дорогой домового с собой позвали. Ведь у нас в квартире тоже свой домовой жил, хозяин, значит, или как зовут его в народе – «суседко». Мы взяли немного хлебца и соли, положили в старый тапочек и сказали: «Домовик-родовик, вот тебе сани, поезжай-ка с нами». А когда на новое место прибыли, то тапочек с хлебом и солью в сенцах поставили. Так и живет он там до сих пор. А еще, говорят, нужно кошку вперед себя впустить. Кошка все углы нового дома проверит, а потом мы за ней входим. Это чтобы жить в новом доме счастливо и богато».
  5. Подружился наш «хозяин-суседко» с моим котом Тихоном. Тихон-то черный весь был, красавец, с белыми лапками. Большой был кот, всем котам деревенским гроза – драться любил, территорию свою отстаивал. А домой приходил – тише воды, ниже травы. Однажды пришел домой, а дома – пусто, кушать нечего – ни рыбы, ни мяса, ни молока. Побегал Тихон по углам, поплакал-помяукал. Я в то время болела сильно, не до кота было. Слышу, перестал кот плакать, ну, думаю, смирился, наверное. Выхожу на кухню, а кот стоит у своей плошки и молоко лакает. До сих пор не знаю, кто ему в миску молочка налил. Неужели суседко? А ведь Тихон видел его воочию, зрение у котов особенное, видят не так, как мы, люди.
  6. «Говорят, что домовые не любят, когда в доме скандалы и ругань – или уходят вообще, тогда дом без присмотра остается и в таком доме возможны и пожары, и наводнения. Или начинают территорию свою очищать, ну, то есть вредить своим хозяевам. Точнее не хозяевам – ведь это он хозяин, а жильцам. Так однажды рассказывали мне такую историю. Приехала в гости в дружную семью сварливая баба, родственница. Ну, всем была не довольна – и как жена обед готовит, и как муж розетку ремонтирует, и как дети в жмурки играют…. Всех поучала, всем замечания делала. Надоела она хозяевам, хоть те и терпели ее долго. Но люди скромные были, не могли ей напрямую сказать, чтобы убиралась по добру, поздорову. Ждали, когда сама уедет. Вот тут-то и включился их «суседко». За что бы не бралась баба эта, все у нее из рук валилось. Станет суп есть, а ложка из рук выпрыгивает и брызги во все стороны. Ложится на кровать, подушка из-под головы на пол вываливается. Много всяких чудес с ней происходило. Пока не поняла она, что это домовик-родовик выживает ее. Собрала она манатки, и домой айда. Вот такие чудеса бывают».

Манский район

Минусинский район

Мотыгинский район

Новоселов Николай Николаевич, 1959 г.р., Родился в с. Рыбное Мотыгинского р. В п. Мотыгино живет с 1960 г. Образование среднее специальное. Отец из Казачинского района, мать из Енисейского района. Записала в 2013 году в п. Мотыгино Мотыгинского р. Гетман Валентина Алексеевна.

1. Пошел я как-то очень рано поутру в стайку, где у нас коровы стояли. Зашел, а дверь приоткрытая осталась. Смотрю, вбегает черная кошка. Не наша, у нас такой не было. Я взял вилы да кинул в нее. Попал по передним лапам. А на другой день, смотрю, соседка ходит по двору с перевязанной рукой. Про эту соседку давно слухи ходили, что она колдунья и порчу наводит на скот.

2. Рассказал мне отец. Был у меня, говорит, кум. Мы с ним в баню по субботам ходили. Натопил я как-то баню, захожу в дом. Сидит уже у нас кум. Пошли мы с ним в баню. Он моется на лавке, а я на полке парюсь. Попросил его пару поддать, а он, не вставая с лавки…. у него рука вытягивается метра на два, берет ковш, зачерпывает воду да с размаха в каменку. Я со страху соскочил, рубаху надел, прибегаю в дом, а он уже там сидит.  Я ему говорю:

— Ты как раньше меня  тут оказался?
А он мне и говорит:
-А я в бане еще не был.
Пошли мы опять с ним в баню, я ему рассказываю, как он делал, а он м не:
— Я еще и не такое могу!
И сидя на лавке у него нога вытягивается, метра два — до двери. И он как пнет дверь, она и нараспашку. Я опять схватил одежонку да бежать. Прибегаю в дом, кум опять сидит одетый да говорит:
— Пошли в баню-то.
Я ему давай рассказывать, что мы уже дважды ходили и как все было.  А он мне:
— Не я был у тебя. И в бане я с тобой не мылся, я только что пришел. Это, наверное, банный над тобой глумится.
Да и жена говорит, что не был кум у нас сегодня еще. Пошли мы вдвоем снова в баню, но ничего больше не произошло.

Неустроев Иван Владимирович, 1984 г.р. Роился и живет в п. Мотыгино. Образование среднее специальное.  Родители из Мотыгино. Записала в 2013 году в п. Мотыгино  Гетман В.А.

1. Это рассказывала мне бабушка, Александра Николаевна, она из п. Денисово, а жила в Мотыгино. Проснулась я, говорит, от того, что кто-то сидит у меня на груди и давит. Испугалась я, с кровати соскочила.  На следующую ночь опять давит, еще сильнее. Снова соскочила. Наутро рассказала бабушке, а она  мне и сказала, что это домовой, и что надо будет спросить: «Дедушка-соседушка, к худу или к добру». На следующую ночь опять давить начал, я и спросила: «Дедушка-соседушка, к худу или к добру?» А он так ломано, но понятно бурчит: «К добру, к добру, к добру». Встала я утром, а к обеду к нам родственники приехали, которых я лет 30 не видела.

2. Это мне тоже бабушка рассказывала. Александра Николаевна.  Были мы маленькие, лет по 8. Лазили по пустым обгоревшим домам. И как-то раз захотела я залезть в дом через окно. Положила руки на подоконник, чтобы влезть, а кто-то как ударит меня по рукам, да так сильно, что я аж закричала. Туда я больше не лазила. Руки болели долго, никого я там не видела. А мать сказала, что это домовой туда не пускает. А другие дети лазили. И однажды дом этоти обрушился и придавил одну девочку насмерть.

Буркова (Ваняшкина) Татьяна Геннадьевна, 1960 г.р.. Родилась в г. Пермь. Живет в  п. Мотыгино Мотыгинского района с 1980г. Образование среднее специальное. Родители с Урала. Записала в 2014 г. в п. Мотыгино Мотыгинского района Гетман В.А.

1.Быличка про домового.

Жили мы ещё у свекрови. Легли с мужем спать. Муж у стены, а я с краю. Сплю и вдруг чувствую, что кто-то  меня тянет за левую руку с кровати. Я хочу руку на кровать положить, а меня ещё сильнее кто-то тянет. Перепугалась очень, а в сознание приходит — перекреститься надо. Кое как перекрестилась правой рукой, руку-то и отпустило сразу и на кровать легко положила. Утром свекрови с мужем рассказала, свекровь сказала: «Наверное, домовой тебя тащил».

Мамонтова (Капуста) Елена Игоревна, 1964 г.р. Родилась в п. Семигорск Иркутской области. Живет в п. Мотыгино  с 1984 г. Образование среднее специальное. Родители с Украины. Записала  в 2014 г. в п. Мотыгино Мотыгинского района Гетман В.А.

Быличка про домового.

Осталась я ночевать у подруги. Сплю и вдруг чувствую как от ног к груди что-то мягкое, пушистое ползет. Испугалась очень. То ли снится, то ли видится что это — кошка черная с белыми пятнышками, но мордочка похожа на человечью. И давай мне на грудь давить. Я аж задыхаться стала. Крикнуть хочу, а не могу. Испугалась очень. Но потом как закричу.

Вскочила, а кошки нет никакой. Наверно это домовой меня из дома выгонял. Встала и ушла. Больше у подруги ночевать не оставалась.

Дворянчикова (Калугина) Надежда Николаевна, 1960 г.р.. Родилась в с. Коробейниково Алтайского края. Живет в п. Бельск Мотыгинского района с 1973 г. Образование среднее специальное. Сведений о родителях не предоставлено. Записала  в 2014 г. в п. Бельск Мотыгинского района Деньгина Н.Н.

История рассказана со слов бабушки — Решетовой Евгении Ивановны.

И я была когда-то молодая и дружила с молодцами. Полюбили с Колей друг друга, а соседка у нас колдунья была. Была у неё дочь и хотела Дуси Колю в зятевья. Делали мне всякие козни. Жили мы на Алтае. Вот возвращалась я через степь домой с дойки. Темно. Смотрю, за мной корова бежит. Все бы ничего, но не было у нас в Заозёрном рыжих коров ни в колхозе, ни в одном дворе, а эта — огненно-рыжая. С трудом я от неё убежала. Кому рассказывала, все бабы говорили, что это Дуся была. Да и с Колей у нас ничего не получилось. Забрали его в армию и больше я о нем никогда ничего не слышала.

Калугина (Решетова) Мария Фёдоровна, 1941 г.р.. Родилась в с. Коробейниково Алтайского края. Живет в п. Бельск Мотыгинского района с 1978 г. Образование среднее. Информации о родителях не предоставлено. Записала  в 2014 г. в п. Бельск Мотыгинского района Деньгина Н.Н.

1. Была у меня в жизни тяжелая ситуация. Жили мы в Бельске и стоял вопрос о переезде в другой город, а дети маленькие и на такой шаг с переездом трудно было решиться, только и думала. Прилегла отдохнуть, а сама все об этом думаю. Вдруг за плечо меня кто-то тронул. Повернула голову — стоит человек в белом одеянии, белая борода и говорит мне: «Послушай меня, доченька. Не ездий ни куда». Не послушала и уехали с детьми, а через два года снова вернулись в Бельск и пришлось начинать все с нуля.

Назаровский район

Нижнеингашский район

Новоселовский район

Партизанский район

Пировский район

Рыбинский район

Есина Эльвира Николаевна, 1946 г.р. Родилась и живет в г. Заозерный Рыбинского района. Образование среднее специальное. Сведения о родителях не предоставлены. Записала в 2013 г. в г. Заозерном Ефремова В.В.

Проснулась я однажды ночью от того, что тяжело как-то стало, как будто бы задыхаюсь. Знаю точно, что не привиделось мне, наяву было. Но говорить, все же, никому не стала, засмеют на старости лет-то. Сейчас уж все равно. Так вот, открываю глаза и в сантиметрах 20 от меня что-то такое большое, мохнатое. Первая мысль — муж дохой старой накрыл, зима ж была. А потом оно как зашевелится и тикать в угол, и нет никого.

Саянский район

Северо-Енисейский район

Сухобузимский район

Таймырский Долгано-Ненецкий район

Тасеевский район

Туруханский район

Ватутина Тамара Андреевна, 1956 г.р. Родилась в д. Костино Туруханского района. С 1958 г. жила в с.Туруханск, в 1997 г. переехала в г. Абакан. Записала в 2013 г. в с.Туруханск Южакова В.А.

  1. Умерла тётка одна. По ночам начала приходить она к мужу своему и детям. Каждую ночь приходила. А народ мужику и говорит: «Если еще раз придет, ты ей стул поставь, если она на стул сядет, значит, что-то в доме оставила, или спрятала». И снова ночью пришла она к мужу, он ей стул поставил и села она. Начали дома все обыскивать. И в ее юбке, в поясе, нашли деньги спрятанные. После этого перестала жена к мужу и детям приходить.

Тюхтетский район

Ужурский район

Калашникова Тамара Тихоновна, 1940 г.р.. Родилась в д. Сосновка Ужурского района. В с.Кулун Ужурского района живет с 1955 года. Образование 7 классов. Сведения о родитеялх не предоставлены. Записала в 2014 г. в с.Кулун Ужурского района Калашникова Е.Н.

Бабушка Татьяна Павловна Решетникова рассказывала о деде Захаре: «Был в деревне такой дед Захар, прозвали его трубником, колдуном. Обидевшим его людям он мстил по весне, как только начинали огороды сажать, он подкарауливал, подходил и говорил: «Глянь, Матрёна, что это у тебя на трубе?»

Матрёна, конечно, глядела, а осенью не было урожая, ничего не родилось, как в деревне говорили: «всё улетело в трубу». Захара трубника боялись, как только его видели, выходили с огорода. Вот такой дедок был».

Когда сажаете в огороде,  никогда не смотрите на печную трубу и ни с кем не говорите.

Уярский район

Шарыповский район

Шушенский район

Эвенкийский район

Федорова Анастасия Игоревна 1978 г.р. Родилась и живет в п. Учами ЭАО образование высшее. Отец с Украины, мать из Иркутской области, дед – поляк. Записала в 2013 г. в г. Дивногорске Федорова А.И., самозапись.

Быличка.
Это было со мной после смерти отца. Я училась на 4 курсе. На похороны я не смогла приехать, только успела на 40 дней. Ночью, перед 40 днем, мне снились страшные кошмары, просыпалась в холодном поту от того, что кто-то на мне сидел и душил. Я не придала значения, но так было дня три. Никому об этом не говорила, думала, это от переживаний. А потом говорят, что может, домовой это был.

Городские округа

Ачинск

Боготол

Бородино

Дивногорск

Енисейск

Саянский район

Канск

Красноярск

Лесосибирск

Тасеевский район

Минусинск

Назарово

Норильск

Сосновоборск

Шарыпово

ЗАТО город Железногорск

ЗАТО город Зеленогорск

ЗАТО поселок Солнечный

п. Кедровый

Муниципальные округа

Пировский
муниципальный округ

Тюхтетский
муниципальный округ

Шарыповский
муниципальный округ