Размер шрифта: A A A
Изображения Выкл Вкл
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Загрузка
Версия для слабовидящих

09.04.2021

Праздник танца!

11 апреля 2021 года во «Дворце культуры «Свердловский» состоится заключительный концерт краевого конкурса любительских хореографических коллективов «Танцевальные смешилки»!

Тюхтетка
Тюхтетка 


1. Наименование объекта

 Наигрыш и шестёра «Тюхтетка» в с. Большая Косуль, с. Вагино, д. Павловка, д. Юрьево Боготольского района Красноярского края 

2. Краткое название объекта

 Тюхтетка

3. Краткое описание

«Тюхтетка» - комплекс из бытового танца «шестёра» и сопровождающего его (обязательного) гармошечного наигрыша, известный в ХХ веке на территории Тюхтетского и Боготольского районов Красноярского края. К настоящему времени его помнят только в сс. Большая Косуль, Вагино, дд. Павловка, Юрьево Боготольского района. В живом бытовании не сохранился. Музыкальное сопровождение, исполняемое на диатонической гармони в оригинальном звучании в тональности ля мажор (A-dur).

Музыкально-стилистические признаки инструментального наигрыша: Темп ♩ = 120, Allegro, музыкальный размер 2/4; ритмоформула стабильна.

Танец исполняют в две тройки из парня и двух девок. Шестёра состоит из 3 колен. Названий у колен не сохранилось.

 

4. Фотография для обложки проекта 01 эмблема

5. ОНКН Категория

III. Народное исполнительство

 3. Инструментальные жанры

 3.3. Плясовые и частушечные наигрыши

 4. Хореографические формы

 4.3. Танец

6. Этническая принадлежность

 белорусы

7. Конфессиональная принадлежность

Православные

8. Язык

Русский

9. Регион

Красноярский край, Боготольский район, сс. Большая Косуль, Вагино; дд. Павловка, Юрьево Боготольского района

10. Ключевые слова:

Красноярский край, Боготольский район, шестёра, сибиряки-белорусы, Тюхтетка

11. Полное описание объекта

«Тюхтетка» - это комплексное явление, бытовой танец «шестёра» и его музыкальное сопровождение, исполняемое на диатонической гармони в оригинальном звучании в тональности ля мажор (A-dur). Танец исполняют шесть человек, 2 парня и 4 девки. Шестера состоит из 3 колен. Названий у колен не сохранилось.

Каждое колено начинается с движения троек навстречу друг другу, оттопа и возвращения на прежнее место, далее тройки идут навстречу другой поочередно, с оттопом и возвращением на место. 

Первое колено после описанного обязательного элемента продолжается встречей парней на середине, они идут к чужим девкам справа, исполняют вращение в паре с руками «свечкой» в две стороны на восемь тактов в размере две четверти, после оттопа парни возвращаются в центр, делают оттоп и идут к девке, с которой только что кружился второй парень. Вращения в паре с руками «свечкой» повторяются. После вращения парни вновь идут в центр, делают оттоп и направляются к чужой девке по левую руку, после возвращения в центр — вращаются с оставшейся своей девкой

Второе колено начинается так же, как и первое, с движения троек навстречу друг другу, оттопа и возвращения на прежнее место. Далее тройки идут навстречу другой поочередно, с оттопом и возвращением на место.

Затем, как и в первом колене, парни встречаются на середине, идут к чужим девкам справа. Вращение в колене происходит просто под руку в обе стороны

Третье колено начинается также как первое и второе. Затем как в первом и во втором колене, парни встречаются на середине, идут к чужим девкам справа. Далее парень «закручивает» девку с «выламыванием рук» и они выполняют вращение в две стороны

Музыкально-стилистические признаки инструментального наигрыша: темп ♩ = 120; Allegro, музыкальный размер 2/4; Ритмоформула стабильна. Музыкальное развитие осуществляется посредством мелодического варьирования (один из мелодических вариантов прилагается отдельным файлом). Гармонизация инструментального наигрыша представлена следующими функциональными оборотами (Т-S-II-Д-Т)

Наигрыш и танец «Тюхтетка» бытует в сс. Большая Косуль, Вагино, д. Юрьево, д. Павловка Боготольского района. Аутентичное бытование затухающее — исполнители почти забыли танец, есть только отдельные люди, помнящие и могущие показать танец и напеть или сыграть мелодию наигрыша. В Тюхтетском районе к настоящему времени наигрыш и танец не обнаружены.

Риск исчезновения связан с исчезновением традиций бытового и семейного музицирования, редким исполнением народного танца в быту, малой востребованностью живой музыки в быту, отсутствием интереса у молодёжи к этническому танцу. После обнаружения Л.Д. Экард стала использовать наигрыш и танец в репертуаре фольклорных коллективов, в учебном процессе. Поэтому риск исчезновения уменьшился, но не исчез окончательно. Сегодня наигрыш и танец «Тюхтетка» исполняются фольклорным ансамблем СГИИ (Сибирский государственный институт искусств им. Д. Хворостовского) «Первоцвет» (руководитель Л.Д. Экард)

Объект является локальной особенностью самобытных традиций названных населенных пунктов Боготольского и ранее - Тюхтетского районов Красноярского края. В других территориях края не фиксировался. Обе территории исторически входили в состав Мариинского уезда Томской губернии, поэтому, возможно, поэтому объект распространен только в этих административных единицах. Шестёра как танец распространена в разных районах Красноярского края, однако именно такого сочетания фигур в других местах не зафиксировано. Отсутствие идентичного наигрыша и комплекса колен в записях других собирателей фольклора на территории края (архивы КГПУ, ГЦНТ, СФУ, частные архивы собирателей) подтверждает локальное распространение «Тюхтетки». Традиция игры передавалась естественным образом при участии в народных гуляниях от других гармонистов

На сегодняшний день наигрыш передается в фольклорном ансамбле «Первоцвет» в институте искусств. В середине 90-х гг. «Тюхтетку» исполнял фольклорный ансамбль «Проталинка» Боготольской ДШИ, видео не сохранилось. В настоящее время наигрыш бытует аутентично в с. Большая Косуль Боготольского района, в сценической форме в репертуаре ансамбля института искусств «Первоцвет». Наигрыш передаётся новому поколению исполнителей в сценической форме, ориентированной на аутентику.

Танец передаётся через сцену. Исторически «Тюхтетка» бытовала в селах русско-белорусского пограничья. В селах Боготольского и Тюхтетского районов огромное количество потомков переселенцев из Белоруссии. Данная культура наложилась на существовавшую в этих местах старожильческую русскую культуру и вытеснила её. Можно рассматривать «Тюхтетку» как наследие белорусского этноса в Сибири.

 

Служебная информация

1. Авторы описания:

1. Калинина Светлана Валентиновна, кандидат филологических наук, Государственный центр народного творчества Красноярского края (далее – ГЦНТ), завотделом народного творчества, р.т. 8 (391) 211-82-74, svet.kalin@mail.ru (описание объекта)

2. Экард Лариса Давыдовна, Сибирский государственный институт искусств, профессор кафедры хорового дирижирования; отделение дирижирования народным хором, larisag1971@mail.ru (фиксация, хранение, популяризация, предоставление информации, видеосъёмка и предоставление видеозаписей, описание танца)

3. Чуб Елена Анатольевна, заведущая сектором традиционной народной художественной культуры ГЦНТ, р.т. 8 (391) 211-82-74, chub.gcnt@mail.ru (описание музыкально-стилистических признаков инструментального наигрыша)

2. Экспедиция

личная инициатива Л.Д. Экард 1991-1995 г.

3. Год, собиратели

1991-1995, Л.Д. Экард

4. Место фиксации

Красноярский край, Боготольский район, с. Большая Косуль

5. Место хранения

Личный архив Л.Д. Экард

ГЦНТ, видеоархив

6. История выявления и фиксации объекта:

«Тюхтетка» сложилась в локальной традиции не ранее 1756 года, когда возникло село Большая Косуль. Упоминание о формировании Ачинского округа из районов Мариинского и Ачинского уездов [Электронный ресурс].  URL. http://dant.net.ru/wiki/bogotol/history/land-of-bogotol). 

В период с 1931 по 1935 год и с 1962 по 1967 год Тюхтетский район дважды входил в состав Боготольского района и соответственно Тюхтетский районный суд реорганизовывался в Тюхтетский судебный участок Боготольского районного суда

Впервые обнаружила и записала «Тюхтетку» в 1991 году в селе Большая Косуль Боготольского района Л.Д. Экард, когда обучалась в краевой школе фольклора.

Наигрыш и танец были обнаружены раздельно. О танце рассказала и показала его фигуры Нехаева Мария Константиновна, 1919 г.р. Родилась в д. Тузлуки Боготольского района. Жила на хуторе Дзюбино Боготольского р. Переехала в с. Большая Косуль в 1974 году. Образование начальное. Родители из Белоруссии. Показала танец и обратила внимание собирателя на исполнителя наигрыша 

Подобайлова Надежда Михайловна, 1939 г.р. Родилась в д. Двинка Тюхтетского района. В Большой Косули живет с 1974 года. Образование 4 класса. Родители переселенцы из западных областей России: отец из Брянска, про мать знает, что из западной России. Деды белорусы. Переехали по Столыпинской реформе

Наигрыш показал Экард Давыд Карлович, 1949 г.р. Родился в д. Павловка Боготольского района Красноярского края. Живет в д. Большая Косуль с 1982 года. Образование среднее. Родители немцы из Поволжья, принудительно переселены в Сибирь в 1941 году. Учился играть на гармошке "Тюхтетку" от Даммера Андрея Фридриховича. Давыду Карловичу было 9-10 лет, точней не помнит. Исполняет наигрыш с подростковых времен. Откуда наигрыш знал А.Ф. Даммер, выяснить не удалось. А.Ф. Даммер жил в д. Павловка, где прошло детство и юность Д.К. Экарда.

После обнаружения и осознания важности материала, Лариса Давыдовна обучала «Тюхтетке» сначала детей в Боготольской ДШИ в фольклорном ансамбле «Проталинка», затем студентов в Сибирском институте искусств, в фольклорном ансамбле «Первоцвет», который активно исполняет «Тюхтетку» на концертах

7. Библиография

1. По садику ходила. Народные песни Боготольского района Красноярского края : Сборник экспедиционных материалов / авт.-сост. Л. Д. Экард, ред. нотного текста В. В. Бакке, нотная графика Г. Н. Мацкевич. Красноярск: Краснояр. краев. научно-учебный центр кадров культуры, 2012. 143 с.

 

Иллюстративные материалы

I. Фото

01 Тюхтетка Эмблема. На фото: исполнение 3 колена ансамблем «Первоцвет». Фото Л.Д. Экард

 

II. Видео:

01 Наигрыш «Тюхтетки»: Экард Давыд Карлович, 1949 г.р., родился в д. Павловка Боготольского района Красноярского края. Живет в д. Большая Косуль с 1982 года. Образование среднее. Родители немцы из Поволжья. Принудительно переселены в Сибирь в 1941 году. Учился играть на гармошке "Тюхтетку" от Даммера Андрея Фридриховича. Давыду Карловичу было 9-10 лет, точней не помнит. Записала в 2017 году д. Большая Косуль Боготольского района Экард Лариса Давыдовна.

02 Танец «Тюхтетка»: ансамбль СГИИ «Первоцвет», исполнение под наигрыш.

Записала в 2017 году в г. Красноярске Экард Лариса Давыдовна

03. «Тюхтетка»: ансамбль СГИИ «Первоцвет», исполнение с частушками. Записала в 2017 году в г. Красноярске Экард Лариса Давыдовна