Главная » Суксиллал

Суксиллал

1. Наименование объекта

Технология изготовления охотничьих камусных лыж «суксиллал» в пп. Тура, Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края

2. Краткое название объекта

Лыжи суксиллал

3. Краткое описание

Суксиллал (камусные лыжи) – это древнее охотничье снаряжение эвенков, которое позволяет передвигаться и промышлять в условиях глубокого снежного покрова. Камус гасит хруст снега, что позволяет подкрадываться к зверю бесшумно. Благодаря камусу суксиллал не скользили назад при подъёме и не ломались. В тайге используются лыжи длиной до 1,5 м, шириной до 23-25 см, в средней части толщина их до 2,5 см и на концах — 0,6-1,0 см. Изготавливают суксиллал из прямослойного дерева (ель, кедр), оленьего или лосиного камуса, бересты. Крепятся суксиллал к ноге сыромятными ремешками так, чтобы можно было высвободить ноги без использования рук. Суксиллал – совместный труд мужчин и женщин.

4. Фотография для обложки проекта

Изображение 08 (фотография лыж с двух сторон) или 20 (рисунок лыж с палкой)

5. ОНКН Категория

IV. Традиционные технологии.

 4. Традиционные ремёсла

 4.1.7. Обработка дерева. Изделия из бересты

 4.4. Обработка кожи, шерсти, кости.

6. Этническая принадлежность

Эвенки 

7. Конфессиональная принадлежность

Православные

8. Язык

Эвенкийский

9. Регион

Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п. Тура, п. Байкит

10. Ключевые слова: суксиллал, камусные лыжи, охотничье снаряжение, охотничьи лыжи, Красноярский край, Эвенкия

11. Полное описание объекта

Эвенки ‑ кочевой народ, его главным промыслом была охота в зимний сезон. Когда выпадает много густого снега, охотнику лучше идти по следу зверя на камусных лыжах – суксиллал. Суксиллал – уникальное приспособление северных охотников: они не только позволяют относительно свободно передвигаться по сильно заснеженной территории, но и промышлять в условиях глубокого снежного покрова, подкрадываться к зверю незаметно, так как камус гасит хруст снега. Камусные лыжи – это древнее охотничье снаряжение эвенков, дошедшее до наших дней. Применение лыж давало возможность охотиться в зимних условиях, и способствовало росту производительности труда охотника. На лыжах суксиллал охотились не только мужчины, но и женщины.

Для создания суксиллал нужны усилия и мужской (изготовление деревянной основы) и женской группы (изготовление камусного чехла). Девочки с детства приучались шить, но выделкой шкуры занимались только взрослые женщины, имевшие силу в руках.

Камусные лыжи передавались от дедушек и отцов подрастающему поколению. Во время подготовки к охоте отцы делились своим опытом с сыновьями, рассказывали об уловках и приёмах, которые они использовали на охоте. Отцы брали своих сыновей на охоту с 11-12 лет, в этом возрасте мальчики получали ружьё и лыжи для охоты на мелкого пушного зверя. С 17-18 лет начинали охотиться на крупного мясного зверя. Чтобы мальчики в будущем стали хорошими охотниками, новорожденному в эмкэ подвешивали медвежий коготь, волчий клык.

Для изготовления лыж использовали прямослойную древесину ели или кедра. Лучшие лыжи еловые, они легче. Древесину для изготовления лыж заготавливают зимой, пока не движутся соки в стволе. Деревянный массив выбирают такой, чтобы нижняя часть была прямослойной и свободной от сучков, а кора – тонкой. От дерева отделяют кряж длиной в 2 метра, его аккуратно раскалывают или распиливают вдоль волокон. Затем плахи обтёсывают, и стругают рубанком. Результатом должны стать доски в 3,5-4 сантиметра толщиной. Та сторона доски, которая располагается ближе к коре, используется для скользящей, нижней поверхности лыж, комлевая сторона – для загиба носков. Доски в течение месяца, не меньше, сушат, после чего придают им форму лыж. Для этого носовую часть будущей лыжи полчаса распаривают в кипятке, и нагревают над костром: если древесина не размягчится до нужного состояния, носок лыжи просто поломается при попытке его загиба. Слишком сильное распаривание может привести к появлению складок на внутренней поверхности носовой части, также возможно образование трещин. Для сгибания носочной части делали раму. Загибание носка лыжи производилось с помощью самодельного деревянного шаблона. Поскольку лыжи после снятия из-под пресса обязательно разгибались примерно на сантиметр, кривизну шаблона делали больше, чем желаемый изгиб носка охотничьих лыж. Перед тем как снять лыжи с шаблона, их «прожаривали» на углях, чтобы загнутые носки зафиксировались.

По окончании загибания носков вся поверхность лыж подгонялась под габариты их предполагаемого хозяина: их длина не должна превышать рост человека, также они должны соответствовать весу охотника. Длина и ширина охотничьих лыж зависит от физических параметров их обладателя, традиций и особенностей технологии, рыхлости снега, пересеченности рельефа и т. д. В тайге используются лыжи длиной до 1,5 метров, ширина таких лыж до 23-25 см, в средней части толщина их до 2,5 см и на концах — 0,6-1,0 см.

Приготовленную и выгнутую лыжу сушили и, тщательно измерив, намечали и просверливали почти посередине лыжи четыре отверстия для нусэмнэл (ремешков для крепления).

С внешней стороны лыжи оклеивали чехлом, сшитым из нескольких камусов по форме лыж. Камус брался с ног оленя, где ворс мелкий. Для того чтобы выделать камуснадо иметь запас тальниковых гибких прутьев с заострёнными концами, длинные ровные берёзовые лучины, по две на каждый камус. Прутьями и лучинами камус растягивали для просушки. Сразу после свежевания шкуру, очистив от жира, растягивали и сушили несколько дней; мелкие шкуры – с ног и головы – сушили на палочках – распялках. Затем, сидя на земле с одной вытянутой ногой, под которую была подвернута шкура, и держа двумя руками скребок (отточенный по наружному краю слегка изогнутый кружок, вставленный основанием между двумя палочками, плотно обвязанными у двух концов), движениями по направлению к себе скоблили мездру, постепенно передвигая шкуру. Потом ее промазывали смазкой из рыбьей печени или мокрой трухой, складывали и оставляли дня на два, после чего опять скоблили скребком чучун (плоский кружок с зазубринами по краю, вставленный основанием в ручку). После этой обработки шкуру дымили для прочности, набрасывая ее на дымовое отверстие чума или на специальное приспособление – нуливун (у живших в палатках) – высокую треногу с жердями, под которыми разводили дымокур, или широкий цилиндр из коры хвойного дерева с дымокуром. При этом следили, чтоб огонь не разгорелся. Некоторые эвенки дымили шкуру после разминания (от длительности копчения зависела непромокаемость шкуры). Разминали мялкой кэдэрэ – слегка изогнутой палкой с зубцами на вогнутой стороне и двумя ручками. Если при первых обработках движения были прямыми, вдоль вытянутой ноги, то при разминании движения были круговыми: вытянутой правой рукой начиная от уровня левого плеча в направлении правого бока делали круговые движение, сгибая правую руку в локте и подводя ее к правому боку. Левой рукой только придерживали левую ручку. Некоторые мастерицы, чтобы убрать остатки жира при разминании, посыпали шкуру крошками трухи, а некоторые протирали смолой.

Камусы брали по два-пять штук на лыжу. Их сшивали полосами, ворсом в одну сторону. Сшитую полосу накручивали ворсом верх на толстую палку, зашив один конец. Сшитым концом полосу надевали на носок лыжи, покрытый ровным слоем густого рыбьего клея, и раскручивали с палки до заднего конца лыжи, на котором ее зашивали, причем ворс должен идти от носка назад. Края камуса загибали (на 2-5 см) и приклеивали к верхней части поверхности лыжи. Клей, как правило — рыбий, наносили на ступню лыжи и мездру чехла. Натянув чехол, ставили готовые лыжи просушивать. Для легкости подъёма на гору камус приклеивали ворсом от носка к пятке, тогда лыжи не скользили назад. Приклеив, зажимали лыжи дощечками, сушили и после этого вторично вставляли в прави`ла и давали отстояться.

Чтобы ступня не мёрзла и не скользила, на верхней поверхности лыж под ногу приклеивали бересту по форме, напоминающей стельку для обуви, то есть можно было отличить правую от левой. Такая наклейка (подследники-харган) приклеивалась рыбьим клеем. Береста — незаменимый теплоизолятор: ноги на ней не мерзнут, несмотря на длительное хождение. К ней не липнет и не напрессовывается под пяткой снег в теплую погоду, по ней не скользит подошва меховой обуви. Харган и камус усиливали прочность лыжи на излом при прогибе в самом критическом месте, где концентрируется вес лыжника. Такие лыжи никогда не ломались благодаря приклеенному камусу и бересте.

Затем приделывали крепления из сыромятных ремешков – нусэмнэл (ременной петли для крепления ноги). Сыромятину делали из оленей или сохатиной шкуры, удалив шерсть. Очистив мездру инструментом, резали на ленты. Нусэмнэл крепятся на лыжах для фиксации на них ноги так, чтобы можно было высвободить ноги без использования рук. Готовые ремешки крепят так: необходимо захватить основной ремень и продеть его сквозь носок обуви в области подпальцевых подушечек, затем, к нему крепится пяточный ремень, который в подъеме толчковой ноги перекрещен двойной восьмеркой. Ремешок должен быть натянут таким образом, чтобы нога могла в любой момент выдернуться из основного крепления. На другой лыже носок ноги должен уходить под основное крепление глубже, в то время, как ремень сзади облегает стопу достаточно свободно и при этом он перекрещен единожды. Схема крепления ремешков на иллюстрации 05. Как надевать и снимать лыжи, показано на видео № 1.

Клей делали из кожи рыб. Для этого кожу, очищенную от чешуи, сушили в течение трёх-четырёх дней, очищали от жира, затем разрезали на тонкие полоски, свертывали в комок и клали в котелок с теплой водой. Кожа размокала и превращалась в слизь. Ее вынимали, отжимали воду, отделяли остатки жира, складывали в котелок, залив водой, кипятили до тех пор, пока вся вода не выкипала. Этот клей замораживали, а перед употреблением разогревали, не добавляя воды.

В Эвенкии выпадает много снега, поэтому суксиллал использовались охотниками часто. На таких лыжах охотились не только мужчины, но и женщины. В феврале-марте, когда снега особенно много, без них не обойтись. Летом лыжи и прочие вещи хранили в свайных лабазах, которые ставили в узких лесных долинах на территории зимней охоты.

Камусными лыжами пользуются не только эвенки, но и представители других народов, промышляющие на севере охотой. Заселившие Эвенкию русские тоже использовали камусные лыжи.

Суксиллал пользуются те, кто живёт и охотится в тайге, разводит оленей. До сих пор кое-где лыжи делают сами охотники, руководствуясь опытом, накопленным в течение многих веков и передающимся от поколения к поколению. Технология изготовления суксиллал имеет смешанную форму существования: подлинные исторические образцы – как семейная реликвия, передающаяся от отца к сыну; и как реконструируемая форма, возвращённая в традиционную среду, когда отдельные мастера могут или пытаются изготовить лыжи самостоятельно. В настоящее время в Эвенкии мало мастеров, которые умеют изготавливать охотничьи камусные лыжи. Лыжи существуют, их берегут как реликвии, как память о старшем поколении. Те, у кого такие лыжи есть, используют их по назначению. С одной стороны, современные охотники пересели на снегоходы, и лыжи «пережили» своих первых хозяев, с другой стороны, наши современники наклеивают камус и на современные готовые лыжи. Опасность исчезновения суксиллал существует, так как осталось мало людей, умеющих их изготавливать от начала до конца. Кроме того, мало передать навыки мужской работы по лыжам, надо, чтобы и женщина передала свои секреты по пошиву камусной основы лыж своей дочери. Но суксиллал до сих пор используют в быту, несмотря на то что охотники «пересели» на снегоходы, а лыжи промышленного изготовления вытеснили традиционные. Тем не менее, молодые охотники приспособились подклеивать полосы камуса на переднюю поверхность заводских лыж. До тех пор, пока не исчезнет потребность в тихом передвижении по снегу, по неровностям, лыжи не исчезнут.

Служебная информация

1. Автор описания: Асмирассе Роза Васильевна, заведующая сектором ДПИ Центра народного творчества Муниципального бюджетного учреждения культуры «Эвенкийский районный культурно-досуговый центр», cnt_dpi@tura.evenkya.ru.

2. История выявления и фиксации объекта:

В 1946 году суксиллал были приняты в фонд Эвенкийского краеведческого музея в п. Тура. В 1969 году вышла монография Г.М. Василевич «Эвенки. Историко — этнографические очерки (XXVIII – начало ХХ века), где упоминались суксиллал. Выходившая позднее литература упоминала о наличии у эвенков камусных лыж.

 2017 г. Запись Калминь Владислава Андреевича (методист Эвенкийского районного культурно – досугового центра — далее ЭРКДЦ) от Салаткина Сергея Геннадьевича, 1953 г.р. (Родился в с. Байкит, Эвенкийского района. Национальность – эвенк. Образование – высшее).Запись сделана в п. Тура, хранится в фольклорном архиве ЭРКДЦ, папка «Фольклор Эвенков»

2018 г. Запись Кузьминой Ксении Юрьевны (руководитель студии ДПТ Эвенкийского районного культурно – досугового центра):

от Кузнецова Виктора Алексеевича, 1949 г.р. (Родился в с. Чемдальск Тунгуса – Чунского района. Национальность – русский. Образование – высшее). Запись сделана в с. Ванавара. Хранится в фольклорном архиве ЭРКДЦ, папка «Фольклор Эвенков»;

от Увачана Станислава Игоревича, 1968 г.р. (Родился в п. Муторай Тунгуса – Чунского района. Национальность – эвенк, образование среднее специальное. Председатель родовой общины «Хатанга». Снято в п. Тура. Хранится в фольклорном архиве ЭРКДЦ, папка «Фольклор Эвенков»

от Пикунова Сергея Егоровича, 1953 г.р. (Родился в с. Чемдальск Тунгуса – Чунского района. Национальность – эвенк. Образование высшее). Снято в п. Тура. Хранится в фольклорном архиве ЭРКДЦ, папка «Фольклор Эвенков»

от Чуркина Анатолия Алексеевича, 1950 г.р. (Председатель родовой общины «Аява».в с. Ванавара) Снято в с. Ванарава. Хранится в фольклорном архиве ЭРКДЦ, папка «Фольклор Эвенков»

7. Библиография 

1. Василевич Г.М. Эвенки. Историко — этнографические очерки (XXVIII – начало ХХ века). Л., Наука, 1969. 

2. http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/vasilevich_evenki/

3. Монахова, З. В. Урикит инин = Жизнь стойбища : [учебное пособие] / З. В. Монахова; Эвенкийский окружной этнопедагогический центр повышения квалификации. — Тура : Сибирский промысел, 2002 (Красноярск). — 86 с. : илл.

4. Курейская Е. А. Береста: от ложки до лодки [Текст] : [из цикла «Уроки предков»] // Е. А. Курейская, МУК «Эвенкийский районный культурно-досуговый центр»; отв. за вып. Т. Кравцова ; худож. С. Салаткин. – Красноярск: Центросиб, 2010. – 28 с., рис. 

5. Журнал «Северные просторы» № 42, июнь, 1991 г., с.33. статья «Выделка шкур».

6. Сафьянникова Т.М. «Радуга красок сонкана». Тура, 2005, с. 137

7. Мухачев А.Д., Салаткин В.Г. Экологический календарь эвенков. Красноярск, Буква, 2007 г. 414, [1] с.: ил., табл., карт. {Ред. А. Статейнов}.

8. Курейская Е.А. ОВУР [Текст]: Эвенкийские предметы, приспособления и материалы для шитья. Тура, Версия, 2014.

9. Оборотова Е. Как снять камус и шкуру с оленьих ног. — Северные просторы — № 42 — июнь — 1991, с. 33.

8. Дискография

9. Фильмография

Иллюстративные материалы

I. Фото

Фото Кузьминой Ксении Юрьевны. Руководитель студии Муниципального казенного бюджетного учреждения «Эвенкийский районный культурно – досуговый центр» п. Тура. Фото сделано, и хранится в папке «фольклор эвенков» в Центре народного творчества п. Тура

фотография №6 – камусные лыжи, вид сбоку, 

№7 – берестяные подследники Харган и ровдужное крепление,

№8 – Камусные лыжи суксиллал, вид спереди и сзади,

№10 – носочная часть лыжи с камусной стороны,

11 – камусная лыжа. Вид с камусной стороны,

№ 12 – вид с камусной стороны,

№ 15 – носочная часть лыжи.

II. Видео

Видео № 1. Снято в п. Тура в 2017 г. Калминь Владиславом Андреевичем, методист муниципального казенного бюджетного учреждения «Эвенкийский районный культурно – досуговый центр» На видео: рассказ о процессе выбора дерева для суксиллал с Салаткиным Сергеем Геннадьевичем, 12 июля 1953 г.р. с. Байкит, Эвенкийского района. Национальность – эвенк. Образование – высшее.

Хранится в фольклорном архиве Центра народного творчества п. Тура, папка «Фольклор Эвенков»

Видео № 2. Снято в с. Ванавара в 2018г. Кузьминой Ксенией Юрьевной, руководитель студии Муниципального казенного бюджетного учреждения «Эвенкийский районный культурно – досуговый центр» п. Тура

На видео: рассказ об изготовлении суксиллал Кузнецова Виктора Алексеевича, 13 апреля 1949 г.р. с. Чемдальск, Тунгуса – Чунского района. Национальность – русский. Образование – высшее.

Хранится в фольклорном архиве Центра народного творчества п. Тура, папка «Фольклор Эвенков»

Видео № 3. Снято в п. Тура в 2018 г. Кузьминой Ксенией Юрьевной,

На видео: рассказ об изготовлении суксиллал Увачана Станислава Игоревича, 6 февраля 1968 г.р. Родился в п. Муторай, Тунгуса – Чунского района. Национальность – эвенк, Окончил Красноярский юридический техникум. Председатель родовой общины «Хатанга».

Хранится в фольклорном архиве Центра народного творчества п. Тура, папка «Фольклор Эвенков»

Видео № 4. Снял в п. Тура в 2018г. Кузьминой Ксенией Юрьевной,

На видео: рассказ об изготовлении суксиллал Пикунов Сергей Егорович, 1953 г.р. с. Чемдальск,

Тунгуса – Чунского района. Национальность – эвенк. Окончил партийную школу г. Новосибирск.

Хранится в фольклорном архиве Центра народного творчества п. Тура, папка «Фольклор Эвенков»

Видео № 5. Снято в с. Ванавара в 2018 г. Кузьминой Ксенией Юрьевной.

На видео: рассказ об изготовлении суксиллал Чуркина Анатолия Алексеевича, 1950 г.р.

Председатель родовой общины «Аява».

Хранится в фольклорном архиве Центра народного творчества п. Тура, папка «Фольклор Эвенков».